Дом Мила в Барселоне - МИР НА ЛАДОНИ

Дом Мила в Барселоне

Дом Мила

Дом Мила (Casa Milà)

Дом Мила – одно из ярких творений Антонио Гауди в Барселоне. Достопримечательность, расположенная на пересечении бульвара Пассеч-де-Грасия с улицей Каррер-де-Провенса, привлекает внимание плавными изгибами, подражанием морской стихии, хрупким балансом между легкостью и громоздкостью. Барселону можно назвать творческой платформой знаменитого архитектора. Фантазия и мастерство автора позволили создать здание, при взгляде на которое кажется, что оно движется и дышит.

Сэкономь на путешествии!

Основные моменты

Своим названием объект обязан заказчикам: магнат Пере Мила-и-Капс и его жена обратились к Гауди с просьбой построить для них дом, который будет поражать и удивлять. Не стоит говорить, что результаты превзошли все ожидания – Каса-Мила получился более чем экстравагантным. Примечательно, что это было последнее светское детище архитектора: в дальнейшем он полностью посвятил себя строительству храма Саграда Фамилия.

Сам Гауди не принимал участия в завершении проекта. В 1909 году между ним и заказчиками возникли разногласия, и архитектор отказался дальше руководить строительством, а обещанный гонорар ему пришлось требовать через суд.

Интересно, что хозяевам нового дома пришлось выложить кругленькую сумму уже после окончания строительства: Каса-Мила был слишком высоким и широким и превышал существующие в то время нормы, поэтому им выписали штраф.

Самый большой внутренний двор Каса-Мила Элементы фасада здания

Дом Мила – вдохновение природой

Реализованный в 1906-1910 гг. проект был новаторским во всех отношениях. В первую очередь, это касалось его форм. Гауди остался верен своему неповторимому стилю и черпал вдохновение у природы. Дом напоминает скалу, омываемую морскими волнами, изрытую пещерами и поросшую подводной растительностью. Фасад Каса-Мила лишен прямых линий, углов – он будто течет и переливается. Такой эффект был достигнут благодаря плавным изгибам, переходящим один в другой, округлым и эллиптическим формам, а также декоративным решеткам в виде морских водорослей. Последние, как и перегородки на террасе, изготовил художник и архитектор Жузеп-Мария Жужоль, с которым Гауди плодотворно сотрудничал на протяжении многих лет.

Круглый двор в юго-западной части дома

В Каса-Мила целых три внутренних двора-патио. Они созданы для того, чтобы внутри дома было светло. Один из них имеет круглую форму, а два других – эллиптическую. Сюда выходят окна хозяйственных помещений, тогда как жилые комнаты «глядят» на улицу. Стены украшены разноцветной росписью, в основном растительной и мифологической тематики, а витые лестницы с коваными перилами словно обвивают их изнутри.

Макет Каса-Мила расположенный в музее творчества Гауди на 7 этаже

Отдельный интерес в Доме Мила представляет мансарда, расположенная на 7 этаже. Некогда это помещение использовалось как комната для сушки белья, а сейчас здесь размещен мини-музей, посвященный творчеству Гауди. Крышу поддерживают арочные своды, выполненные из кирпича, – всего их насчитывается 270. Благодаря такому приему архитектору удалось отказаться от громоздких балок, которые обычно можно встретить в домах того времени. Как и во всем здании, все здесь извивается и плывет, от чего еще более усиливаются ассоциации с морем или лесом.

Крыша Дома Мила

Экспозицию музея составляют объемные макеты, чертежи, эскизы, фотографии дома. Также здесь собраны предметы, в которых Гауди черпал вдохновение: фрукты, ракушки и даже скелеты животных. Благодаря выставке посетители могут увидеть наиболее характерные особенности авторского стиля.

Из мансарды винтовая лестница ведет на террасу. Витые колонны, конические башенки, украшенные разноцветной мозаикой из гальки, фрагментов мрамора, керамики, стекла, сад скульптур – все это словно переносит в другой мир. При этом они размещены там не только для украшения: каждый из элементов выполняет практическую функцию.

Квартира-музей в доме Мила
Дымоходы на Доме Мила напоминающие головы средневековых стражников Центральный двор

Напоследок туристы могут посетить квартиру-музей. В ней полностью сохранены интерьеры начала 20 века: кровать, шкаф, журнальный столик, софа и даже старинный телефон – время в комнатах словно остановилось. Туристы могут воочию увидеть, как жила буржуазия того времени, а также то, как сильно изменилась Барселона с тех пор. Помогут в этом не только уникальные экспонаты коллекции, но и документальный фильм, демонстрируемый в одной из комнат.

Стоит сказать, что такое необычное сооружение не сразу завоевало всеобщую любовь. Из-за его громоздкости и непривычного внешнего вида местные жители прозвали дом La Pedrerа, что в переводе с каталонского означает «каменоломня». Однако спустя чуть более полвека шедевр Гауди был оценен по заслугам – в 1984 году его внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Смелые идеи, воплощенные в Доме Мила

Архитектор полностью отказался от использования несущих конструкций – вся нагрузка приходится на каркас, внутренние колонны и наружные стены. Таким образом Гауди сделал реальной свободную планировку комнат – до него это считалось невозможным.

Еще одно революционное для того времени решение – то, что в каждой комнате дома есть окно, вся Каса-Мила буквально залита светом. Сейчас, это воспринимается как данность, однако в начале 20 века часть помещений в зданиях были глухими.

Также новаторской была система вентиляции. Жильцы дома по сей день могут свободно обходиться без кондиционеров.

Каса-Мила сегодня

Дом Мила уникален тем, что он до сих пор используется по прямому назначению. Большая часть здания принадлежит банку, однако несколько квартир на верхних этажах снимают простые барселонцы. Согласно местному законодательству, договоры аренды, подписанные до определенного года, нельзя разорвать без согласия обеих сторон.

Перед тем, как туристы перейдут к осмотру других достопримечательностей Барселоны, им предлагают посетить сувенирную лавку. Все деньги, полученные от продаж, идут на содержание музея Гауди, поэтому не стоит скупиться: это отличный способ внести свой вклад в сохранение исторического облика Барселоны.

На первом этаже здания Потолок в холле На крыше Дома Мила

Посещение Каса-Мила

Дом Мила расположен по адресу Пассейж де Грасия (Passeig de Gracia) 92. Доехать к нему можно на метро – ближайшая станция — Diagonal (линии L3 и L5). Также неподалеку расположена остановка Provença-La Pedrera, где ходят автобусы №№ 7, 16, 17, 22, 24 и V17 и поезд FGC.

Вход в Дом Мила

Каса-Мила открыта для посещений ежедневно. Время работы:

  • с ноября по февраль – с 9:00 до 18:30;
  • с марта по октябрь – с 9:00 до 20:00;
  • 25 и 26 декабря, 1 и 6 января – с 9:00 до 14:00;
  • кроме того, есть вечерние сеансы – с 20:00 до 00:00.

Дом Мила в Барселоне: что Гауди задумал и что получилось

Каса Мила, достопримечательность Барселоны: фото, история, отзыв

Одна из достопримечательностей Барселоны — спроектированный Антонио Гауди Дом Мила. Почему Каса Мила стоит посетить во время поездки в Барселону и как избежать толп туристов, рассказывает в своем блоге о путешествиях Orange Traveler Ольга Растегаева.

Я очень люблю этот дом. За архитектурного «гения места», за этих людей, которые живут в странных квартирах прямо в эпицентре туристического хаоса. За кованые водоросли, мрачные балконы и отсутствие прямых линий. За хихикающих женщин на крыше, рассматривающих скульптуры солдат. И за маленький дизайнерский магазин, что в подвале, где я всегда покупаю всякие крутые штуки.

Дом Мила в Барселоне атакуют ежедневно сотни туристов, бывает, что в коридорах и не протолкнуться, но зато можно прийти вечером, разглядывать сверху ночную Барселону, снова и снова восхищаться архитектурными творениями, безумство которых под луной кажется троекратным.

«Мы выдаем диплом либо гению, либо сумасшедшему, и да пусть нас рассудит время», — произнес директор Барселонской архитектурной школы в 1848 году, протягивая Антонио Гауди документ об успешном окончании обучения. Время так и не рассудило — Гауди был и безумцем от архитектуры, и безусловно, гением. Дом Мила, который он спроектировал для богатой каталонской семьи Мила, не был его любимым произведением. Но даже работая над этим проектом, он посвятил ему всего себя.

Дом Мила в Барселоне всегда звали Ла Педрера — каменоломня. В народе сначала невзлюбили странный объект, появившийся на Пасэу-де-Грасиа в начале XX века. Камни для строительства дома складировали прямо на улице, и проходящие мимо люди, не понимая замысла, лишь посмеивались.

Общественное мнение давило и на заказчика — тот, поддавшись насмешкам, нещадно критиковал замыслы Гауди, отказавшись в конечном итоге платить по счетам. Дело дошло даже до суда, который, к слову, Гауди выиграл. После того как закончились судебные слушания, знаменитый архитектор ни разу не пришел в Ла Педреру, и строительство Каса Мила контролировали уже его ученики.

Семейство Мила располагалось на цокольном этаже, который отводился под их резиденцию площадью более 1000 кв. м — в то время необходимость подниматься по лестнице считалась излишней. Остальные квартиры в доме семейство Мила сдавало барселонским богачам — банкирам, предпринимателям, владельцам фабрик.

Со временем к Дому Мила поменялось отношение, теперь в нем хотели жить многие. В доме работал первый в Барселоне электрический лифт, который поднимался на четвертый этаж минут за пять, имелся подземный гараж и уютные патио. Также в начале века сюда провели электричество и телефон, установили водонагрев и домофон.

Самое интересное в Доме Мила — детали. Гауди был глубоко верующим человеком и адептом природы, считая все ее творения совершенными. Он черпал вдохновение, глядя на окружающий мир. Главные ворота Дома Мила напоминают крылья бабочки, железная ковка на балконах и перилах — водоросли, колонны — стволы деревьев, винтовые лестницы — морские раковины.

Проект Дома Мила уникален еще и тем, что в нем нет несущих стен. Есть только колонны, внутри которых спрятаны металлические опоры, поддерживающие вес всего здания. Внутренние стены просто разделяют пространство на квартиры. Фасад можно снять, как маску, и, в теории, надеть новую.

Честнее было бы назвать этот дом другим именем — Сажимодо, поскольку работу Гауди оплатила жена бизнесмена. Но в то время женщины в обществе не играли важной роли, и все достижения однозначно приписывались мужчине. В качестве благодарности за инвестиции супруге досталась лишь маленькая роза на фасаде, которую увидит лишь дотошный турист.

Внутрь Дома Мила попадаешь через патио. Сначала задрав голову, покружившись в отражении окон, рассмотришь макет дома в деталях, затем поднимаешься на крышу. С нее открываются чудесные виды на Барселону.

Так как Гауди, разозлившись на Мила, прекратил работу над проектом, мозаикой выложили лишь те фигуры на крыше, которые были видны с улицы. Для украшения скульптур на крыше, как утверждают историки, Гауди использовал бутылки из-под кавы, которую выпило на вечеринке по случаю новоселья семейство Мила с приглашенными гостями. Гауди вообще ничего никогда не выкидывал и использовал абсолютно все материалы, которые были под рукой.

Читайте также  39 лучших достопримечательностей Барселоны рекомендованных для посещения

Скульптуры солдат раньше были черными от сажи дымовых труб, но в начале прошлого века в Доме Мила был проведен газ, и фигуры отчистили. На одной из фигур, крайней слева, смотрящей в сторону Собора Святого Семейства, можно увидеть сердце со слезой, плачущее и разбитое. Это грусть Гауди, символизирующая конец творчества. Он знал, что не сумеет завершить свое идеальное творение — Саграду Фамилию. Но есть и символ начала. Если обойти фигуры с другой стороны, можно увидеть еще одно сердце, смотрящее уже в сторону Реуса, города, где родился архитектор. Два сердца — две важные, очень личностные детали Дома Мила.

С крыши можно рассмотреть окна жилых квартир. До сих пор в Доме Мила живут четыре семьи. Они арендуют квартиры по контрактам, подписанным еще 50-60 лет назад, и платят за аренду ровно по цене того времени, конвертируемой из испанских песет в евро. Контракты не передаются по наследству, поэтому у детей не будет никаких прав на проживание здесь — дом уже давно принадлежит частному фонду «Каталония Ла Педрера».

Обратно в помещение попадаешь по лестнице, ведущей на чердак. Здесь когда-то была прачечная, где служанки стирали и сушили белье, а ныне обустроен музей дизайн-проектов Антонио Гауди. Чердак спроектирован со множеством арок и напоминает то ли ребра скелета змеи, то ли живот кита — выбирайте любую версию, ту, что вам нравится больше.

Сводчатый потолок образуют 270 арок цепной линии. Все они разный высоты, и именно поэтому крыша Дома Мила волнообразная. Арки Антонио Гауди рассчитывал на объемных макетах — он подвешивал над зеркалом цепи, в отражении виднелась перевернутая арка. Реальный вес, который могли бы выдержать арки, архитектор просчитывал в масштабе с помощью мешков с песком.

Среди экспонатов на чердаке — и предметы мебели, дизайн которых придумал Антонио Гауди. Стулья и кресла с плавными линиями, повторяющими контуры тела. Он же придумал «секретник» — стул для двоих, со спинками так близко расположенными друг к другу, что люди, сидя близко, могли шептаться и делиться секретами, не боясь быть услышанными.

Одна из квартир в Доме Мила открыта для посетителей. В ней сохранены вещи, мебель и утварь тех лет. Как всегда, зная перфекционизм дизайнера, нужно искать детали — в проектах Гауди даже оконные рамы и двери не имеют прямых линий. Архитектор, раздумывая над планировкой, лепил проемы из глины, работал со скульптурой, чтобы понять для себя, как будет лучше всего. Даже дверные ручки сделаны так, чтобы хвататься за них было удобно и правшам, и левшам.

В комнатах использовались эргономичные раздвижные двери, которые при необходимости зонировали пространство, деля его на две комнаты — в одной курили и разговаривали о делах мужчины, в другой женщины пили чай и перемывали кости дамам высшего света Барселоны. Дверные стекла непрозрачны — они специально были задуманы так, чтобы сквозь них невозможно было рассмотреть, что происходит за дверью.

Спустившись вниз, не пройдите мимо дизайнерского магазина, в котором продаются сотни интересных вещиц — блокноты, альбомы, украшения, сумки и платки. Но какими бы ни были креативными идеи современных дизайнеров, мало кому удалось даже приблизиться к гению Гауди. В очередной раз, оглянувшись на Ла Педреру, понимаешь это снова и снова.

Официальный сайт Дома Мила www.lapedrera.com

Билеты: взрослый — 20,50 €, для студентов — 16,50 €, детский с 7 до 12 лет 10,25 €. Аудиогиды на 10 языках, в том числе и на русском, включены в стоимость билета.

Билет, включающий ночной вход: взрослый 37,50 €, детский — 18,75 €. Дети до 7 лет проходят бесплатно. Билеты можно купить на сайте, чтобы не стоять в очереди и на входе приложить QR-код с экрана смартфона.

Адрес: Passeig de Gràcia, 92 08008 Barcelona

Как добраться: автобусами 7, 16, 17, 22, 24 и V17, метро линии 3 и 5, остановка Diagonal.

Дом Мила в Барселоне – творение Антонио Гауди

Дом Мила в Барселоне является одним из шедевров зодчества в столице Каталонии , созданным каталонским архитектором Антонио Гауди в 1906–1910 годах. Это последнее завершенное творение Гауди. После окончания работы он погрузился в строительство Храма Святого Семейства , отказавшись от каких-либо других проектов.

Официальное название дома – «Каса Мила» («Casa Milà»), по имени заказчика. Однако люди прозвали его «Ла Педрера» («La Pedrera»), что означает «Каменоломня».

Это строение входит в десятку самых популярных достопримечательностей Барселоны: Ла Педрера принимает около 1 млн посетителей в год.

В 1969 году он был признан памятником Испании национального значения, а в 1984 году Дом Мила, первое из сооружений XX века, был включен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия.

История строительства

Дом Мила называется так не случайно: он был построен Антонио Гауди по заказу текстильного магната и политика Пере Мила-и-Кампс. По проекту бельэтаж отводился под жилые помещения для семьи заказчика, а остальные этажи предназначались для сдачи в аренду, что было традиционно для того времени.

Финансовое положение Пере Мила заметно пошатнулось в ходе строительства дома. Причина в том, что в итоге здание превысило действующие нормативы по высоте и ширине, и власти Барселоны неоднократно штрафовали заказчика. Строительство дома было закончено уже без Гауди: из-за финансовых разногласий с заказчиком архитектор отказался от руководства проектом в 1909 году, а для получения гонорара был вынужден обратиться в суд.

Архитектура Дома Мила

Дизайн Каса Мила в Барселоне по праву можно назвать новаторским даже в сравнении с ведущим стилем того времени – модернизмом. Конструкция из железобетона с несущими колоннами позволила отказаться от необходимости опорных стен в здании. Стены в Доме Мила являются внутренними перегородками, которые можно перемещать и таким образом моделировать пространство по желанию хозяев и квартиросъемщиков.

Фасад Ла Педреры напоминает скалы, омываемые морскими волнами. Кованые элементы балконов похожи на морские водоросли. Волнистые линии, переходящие одна в другую, и игра светотени создают иллюзию постоянного движения. Гауди был глубоко религиозным человеком, поэтому каждое его творение содержит определенную религиозную символику. На верхнем карнизе здания расположены резные бутоны роз с надписями из молитвы « Аве Мария » на латыни.

Внутренний интерьер здания выполнен в традиционном для Гауди стиле. Округлые и эллиптические формы являются характерными элементами оформления. Активно использована настенная живопись на мифологические и религиозные темы. Как всегда, Гауди тщательно продумал систему вентиляции, которая позволяет отказаться от искусственных кондиционеров. Вход в здание осуществляется через два внутренних дворика, структура которых способствует естественному освещению и проветриванию всех этажей здания.

Отдельного внимания заслуживает терраса на крыше дома. Сочетание конических башен и витых колонн причудливой формы, покрытых керамической плиткой, создает непередаваемое впечатление. Считается, что дизайн башен и колонн является предвестником появления абстрактного стиля в архитектуре.

Экскурсии в Дом Мила

La Pedrera – по-прежнему жилое здание. В 1987 году Дом был частично открыт для посещения. Бельэтаж и верхний этаж отданы под музей, ежегодно принимающий многочисленных туристов.

Адрес: Барселона, Provença 261-265.

Время работы: каждый день с 9:00 до 20:00.

Билеты: взрослый – 20,5 евро, студенческий – 16,5 евро, детский (7 – 12 лет) – 10,25 евро.

Если вы собираетесь в Барселону, непременно посетите Ла Педреру – образец бесценного наследия Антонио Гауди. Обращайтесь по телефонам Центра услуг для бизнеса и жизни в Испании «Испания по-русски», и мы поможем организовать интересные индивидуальные или групповые экскурсии по незабываемым местам.

Теперь самые популярные статьи о жизни в Испании и полезные лайфхаки от инсайдеров вы сможете прочитать на нашей странице в «Яндекс.Дзен». Подписывайтесь!

Центр услуг в Испании

Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это Ваш гид в мире индивидуального туризма. Организация туров, маршрутов, поездок, билеты на различные события, экскурсии с лучшими гидами, организация праздников. Услуги для взыскательных клиентов.

Барселона❤️Гауди: экскурсия в последнюю частную квартиру в Доме Мила

Дом Мила, построенный Антонио Гауди, — барселонская достопримечательность, истоптанная и истертая туристами. Дарье Гавриловой удалось посмотреть на то, что никто из них не видел: она рассказывает, как живет Кармен Бургос-Боск — одна из последних квартиранток знаменитой Ла-Педреры.

В домах Гауди живут люди?

Человек с сотней странностей и великий архитектор Антонио Гауди родился в 1852 году. Он прожил 74 года, и пик его работы пришелся на 1890–1910-е годы.

В то время Каталония переживала финансовый бум, тесно переплетенный с идеологической задачей возродить былую славу региона и национального языка. Литературные критики и политики писали о каталонской душе, поэт Жасинт Вердагер создал давно желанный эпос на подлинном каталонском языке — «Атлантиду». Текстильные магнаты пытались конкурировать с Лондоном и Парижем и хотели думать о себе чуть больше, чем как о региональных купцах. Барселонской элите хотелось ощутить себя элитой столичной, а не периферийной; спутником и пособником им в этом стало местное национальное движение — каталонизм. Журналы и магазины на тему каталонизма и Отечества плодились как грибы после дождя, и все искусство, вольно или невольно, было брошено на выполнение задачи прославления Каталонии и всего, что эта без сомнения великая земля породила.

Главным искусством города стала архитектура. Богатые люди заказывали свои дома у архитекторов-каталонистов, которые воспевали отчизну в камне и кирпиче. Иногда дома строились с нуля, иногда художественно переделывались. Как правило, владельцы зданий жили на втором этаже — именно поэтому в Испании он называется principal, то есть «главный», где живут хозяева. Остальные три-четыре этажа, выраставшие над покоями владельцев, сдавались внаем — в основном людям тоже не бедным. Поэтому в домах работы Антонио Гауди живут: дома для того и строили.

Из всех прокаталонских деятелей этот архитектор был самым каталонским. Он родился в городе Реус, там провел детство и в итоге стал главной достопримечательностью этого малюсенького городка в 100 км от Барселоны. Естественность, неровность, природная асимметрия — узнаваемые мотивы гаудианского стиля в архитектуре, и за бесконечными изгибами растений и жизни Гауди наблюдал именно в Каталонии. Для набожного мастера природа воплощала жизнь и творение, это был Бог как он есть, и этот Бог был неотделим от каталонской земли. В творчестве Гауди, радикально верующего и сурового, Каталония, природа и Бог — своего рода переосмысленная Святая Троица. Архитектор отказывался говорить на испанском и, даже когда его представили королю Альфонсо XIII, на все вопросы отвечал на каталонском, изрядно шокировав придворных.

Читайте также  37 часто задаваемых вопросов о Барселоне

Центральный вход в Ла-Педреру

Коридор, где расположена квартира Кармен Бургос-Боск — к ней в гости напросилась «Афиша Daily». Хозяйка наотрез отказалась фотографироваться анфас

«А здесь у нас повесили современное искусство, которое изуродовало внутреннее патио», — комментирует Кармен

Парадная столовая, где раньше принимали гостей

Деревянная скамейка — по словам хозяйки, работы самого Гауди

Гостиная, которая выглядит как музей

Что произошло с домами

В самой Барселоне, не считая Саграда-Фамилии (упреждая вопрос — ее достроят к 2026-му), находится семь зданий Антонио Гауди. Это дома Бальо и Мила, расположенные на проспекте Грасия, дом Висенс, дворец и павильоны Гуэля, дом Кальвет и башня Бельесгуард. Из этих семи четыре здания не сдавались внаем, а полностью принадлежали семье заказчика. А Кальвет, Бальо и Мила изначально совмещали в себе две функции: постоянное проживание владельцев и доход от сдачи.

Домом Кальвет до сих пор владеют частные лица — потомки Жуана Бойер-Виласеки, который купил его у семьи Кальвет в 1927 году. Семья Бойер-Виласека не заинтересована в коммерциализации здания и не открывает его туристам. На первом этаже тут находится элитный ресторан Casa Calvet, в котором якобы обедают голливудские звезды. Вот, к примеру, меню.

Судьба же домов Мила и Бальо — самых эффектных в карьере Гауди и расположенных в пятистах метрах друг от друга — оказалась весьма схожей. После того как заказчики зданий умерли, какое-то время за ними следили их дети и внуки. Затем работы Гауди были перепроданы различным корпорациям.

Дочери господина Бальо Кармен и Мерседес продали фамильный дом в 1954 году страховой компании Seguros Iberia, которая использовала его под офисы. В то время Испания находилась под контролем Франко и мало кто приезжал в Барселону, чтобы прогуляться по Лас-Рамблас в расслабляющей атмосфере правой диктатуры. Ситуация кардинально изменилась в 1992-м, когда город принял Олимпиаду: это был однозначный, ошеломительный успех, и Барселона начала путь к своей нынешней славе главного курорта Европы.

Всего год спустя после Олимпиады дом Бальо купила семья Бернат — владельцы компании Chupa Chups и, судя по всему, люди с исключительным финансовым чутьем. Они отреставрировали здание (в эпоху Франко реставрацией домов, воплощавших собой гордость и притязание на исключительность Каталонии, не занимались) и открыли его туристам. Сегодня мало кто уезжает из Барселоны, не заплатив свои €30 за вход в «дом-дракон». Так его называют из-за одной из версий трактовки декора: фасад похож на чешуйчатые бугры дракона, поверженного святым Георгием — покровителем Каталонии. По городу ходят слухи, что в Бальо до сих пор живет одна старушка лет ста, но документального подтверждения этой информации нет.

Дом Мила — также известный как Ла-Педрера, «Каменоломня», — изначально замышлялся не только как резиденция, но и как элитный жилой комплекс. Гауди даже спроектировал для будущих жильцов подземную автомобильную парковку. Начали работы в 1906-м, строилась Ла-Педрера со скандалами и кое-как была окончена к 1912-му. Результатом конфликта между Гауди и заказчиками — господином Пером Милой и госпожой Рузер Сежимон — стал отказ архитектора когда-либо еще работать с частными лицами и его последующий переезд в мастерскую на территорию Саграда-Фамилии.

В Гражданскую войну Мила и Сежимон вынуждены были бежать, а здание перешло во владение республиканского правительства Каталонии. После победы Франко и унификации Испании Ла-Педрера много раз переходила из рук в руки, пока в 1986 году здание не выкупил главный банк региона — Caixa de Catalunya. В доме, как и задумывалось Гауди, жили люди, снимая помещения в аренду по бессрочным контрактам. Банк Каталонии, став владельцем, принял решение уважить эти контракты, и основная масса жильцов осталась в своих квартирах. Все жильцы Ла-Педреры получили право занимать помещения в здании до своей смерти, без права передачи договора детям, родственникам и кому бы то ни было еще. Сейчас тут живут два человека; попасть в свои квартиры они могут через отдельный, недоступный туристам лифт.

Жить в Ла-Педрере

С жительницей дома Мила, Кармен Бургос-Боск, я договорилась о встрече по телефону. Ей 87 лет, и у нее речевая афазия: она говорит короткими, отрывистыми словами, экономя на артиклях, союзах и порой глаголах. По телефону она просто назвала дату и время — вторник, 10 утра.

Кармен въехала в Ла-Педреру в 1960 году, вскоре после свадьбы с сыном известных в Барселоне нотариусов Луисом Рока-Састре. «Я всегда была очень счастлива, когда мы жили здесь с мужем, — рассказывает Кармен. — У нас была дочка. И нам всем хватало места. К нам приходили гости! Они приходили обедать, ужинать с нами. У нас был консьерж. Мы знали всех своих соседей, всех, кто здесь живет. Все жили в тишине, в спокойствии. Когда мы выходили из дома, внизу у подъезда нас ждал автомобиль. Заезд был с улицы Провенса, и выезжали мы прямо на Пасео-де-Грасию! Швейцарских комнат в Ла-Педрере тоже было две. Это был семейный дом. Я всех знала!»

Официальное прозвище здания — Ла-Педрера, — как уже было сказано, означает «каменоломня». Этот гигантский дом действительно похож на скалу, изрытую пещерами. Автор канонической книги о Барселоне австралиец Роберт Хьюз сравнивает с гротами и интерьеры квартир. Изгибающиеся, непредсказуемые, с фантасмагорической лепниной, они призваны напоминать жильцам о корнях каталонской жизни, о первобытных пещерах и приземленных, дышащих землей романских церквях X века, которые еще можно кое-где найти на здешней земле.

Вид с кухни; Кармен Бургос-Боск собирает со стола рукоделие

Дом Мила в Барселоне – уникальный шедевр Антонио Гауди

Дом Мила, Каса-Мила, Ла Педрера или Каменоломня (La Casa Milà или La Pedrera) — массивный архитектурный комплекс в районе Эшампль на пересечении Пасео-де-Грасиа с улицей Провенса. Дом Мила входит в число первых по значимости достопримечательностей Барселоны, созданных по проектам Антонио Гауди. Гигантское сооружение с волнообразным фасадом, которое возводилось по заказу барселонского коммерсанта и политического деятеля Пере Мила-и-Кампс, стало последней светской работой выдающегося архитектора. После размолвки с именитым заказчиком и судебных процессов Гауди целиком посвятил себя возведению собора Саграда Фамилиа.

Дом Мила пережил неприятие и откровенно негативное отношение барселонцев, которое со временем переросло в восхищение, искреннюю любовь и гордость. Сегодня к великолепному сооружению стекаются все туристические маршруты Барселоны. Каса-Мила выдерживает поток более миллиона посетителей в год. Сооружение, которое находится в собственности банка, выполняет сразу несколько функций. В нем находится несколько жилых квартир, офисы, выставочный центр, музей, посвященный творчеству Гауди. На террасе на крыше располагается кафе.

История дома Мила

Заказ на строительство доходного дома Антонио Гауди получил в 1905 году. Мила желал получить нечто экстраординарное, чему не было бы равных ни в Барселоне, ни в других городах мира. И архитектору, ярому приверженцу природы, пришла в голову идея создать в городских условиях подобие скалы, омываемой морем, с пещерами и гротами, которым отводилась роль жилых помещений. Амбициозный проект был одобрен городскими властями не сразу, и к воплощению своих замыслов Гауди смог приступить только в 1906 году после значительных корректировок первоначального плана.

Грандиозный масштаб строительства едва стал причиной провала проекта. Здание по величине превышало все существовавшие в то время нормативы, и Милу, который не удосужился узаконить строительство на начальном этапе, неоднократно приходилось выплачивать городской администрации огромные штрафы. Не меньших затрат требовали отделка фасада тяжелыми каменными плитами, возведение вентиляционных шахт и внутренних фасадов, отделка внутренних помещений.

Серьезным камнем преткновения послужили дилетантизм заказчика и неспособность понять важность каждого элемента возводимого сооружения. Мила, которому не терпелось ввести в эксплуатацию свой доходный дом и возглавить список владельцев самых престижных зданий в городе, вместе с надзорными органами постоянно вмешивался в процесс строительства, сокращал смету и поторапливал Гауди, что невероятно раздражало архитектора. До 1909 года Гауди оставался руководителем проекта и успешно противостоял натиску заказчика, но в итоге был вынужден отказаться от этой должности из-за финансовых разногласий с Мила, который не желал выплачивать ему гонорар. В итоге архитектору пришлось даже обратиться в суд.

Строительство здания было завершено в 1910 году другим архитектором, Хосе Каналетом, однако в целом Гауди ценой невероятных усилий удалось реализовать свой замысел. В числе незавершенных идей архитектора оказались декоративные элементы в виде зеленых лиан и цветов, поднимающихся с кованых решеток балконов с этажа на этаж до самой крыши дома, и статуя Богоматери, которая должна была увенчивать сооружение. Статуя показалась заказчику олицетворением не христианской, а языческой культуры. Кроме того, Мила боялся, что она могла стать причиной разрушения его доходного дома, поскольку в те годы в Каталонии значительно усилились сепаратистские настроения, часто приводившие к поджогам и сносам католических храмов и дворцов с ярко-выраженной религиозной символикой.

Дом Мила снаружи и внутри: что посмотреть

Дом Мила представляет собой два здания с отдельными парадными входами с двух улиц, с общей крышей, внешним фасадом и двором, единой системой естественной вентиляции, благодаря которой помещения до наших дней не нуждаются в искусственном кондиционировании воздуха даже в летний зной и отличаются превосходным естественным освещением.

В гигантской железобетонной конструкции нет несущих стен, которые были заменены мощным каркасом и массивными колоннами , что позволило Гауди воплотить в реальность свои идеи по поводу свободной планировки каждого внутреннего помещения. В роли стен выступают мобильные межкомнатные перегородки, с помощью которых можно менять размеры и конфигурацию комнат. В подвальной части дома Гауди оборудовал гараж, что было одним из самых смелых новаторских приемов архитектора, так как прежде подобные помещения внутри жилых домов не предусматривались.

Фасад

Дом Мила с первого взгляда поражает тяжеловесностью и асимметрией фасада, отделанного каменными плитами, добытыми на холме Монтжуик. Волнообразные линии и отсутствие прямых углов вызывают ассоциации с морем и стихией, а все строение кажется наполненным движением и жизнью.

  • Морская символика переплетена с религиозным содержанием. Верхний карниз украшен вырезанными из камня розами и фразами из молитв на латыни. Окна и балконы, вписанные в округлые и овальные вогнутые проемы, имитируют входы в пещеры.
  • Балконы, лежащие на выступающих волнообразных плитах, отделаны решетками из кованого железа, выполненными в форме извивающихся водорослей и фантастических морских существ. Работу над коваными элементами Гауди поручил своему коллеге Жузепу Марии Пужолю, с которым архитектор сотрудничал долгие годы. Каждый балкон вместе с декоративными элементами создавался по индивидуальному проекту.
Читайте также  Барселона аудио- путеводитель 4+

Крыша

Особого упоминания заслуживает крыша Каса-Мила, которая создает иллюзию застывшей в камне волны, стекающей на скалу-фасад. Гауди изначально задумывал создание на крыше общей территории для отдыха и развлечения жильцов дома с извилистыми дорожками, снабженными перилами для безопасности отдыхающих, ступеньками, садиком, скамьями и террасой.

Здесь вниманию посетителей предстает множество мифологических фигур, витых колонн, конических башенок, которыми архитектор замаскировал выходы на лестничные клетки, шахты лифтов, вентиляционные отводы, дымоходы . Все элементы сооружения декорированы мозаикой тренкадис из осколков цветного стекла, гальки, мраморной и гранитной крошки, фрагментов облицовочной плитки. В наши дни на террасе летом проводятся музыкальные вечера со световыми шоу.

Интерьеры

Интерьеры дома Мила поражают красотой художественной отделки, утонченностью декоративных элементов, отсутствием углов и прямых линий, что безупречно вписывается в общую концепцию проекта. К сожалению, за прошедшие годы часть интерьеров и отделки были безвозвратно утрачены, однако то, что осталось, производит неизгладимое впечатление.

  • В Каса-Мила ведут два парадных входа с вестибюлями, объединенными главной лестницей, стены и потолки которых декорированы фресками с изображением мифологических и библейских сюжетов и полихромной росписью.
  • В бельэтаже площадью более 1000 м², где, согласно проекту Гауди, изначально располагались апартаменты владельца дома и его семьи, в наши дни размещен выставочный центр, где проводятся временные экспозиции современных мастеров живописи, скульптуры, фотографии. Огромное сквозное помещение поддерживается колоннами, выполняющими функцию несущих стен.
  • На шестом этаже Каса-Мила находится экспозиция, в которой до мелочей воссозданы антураж и атмосфера типичной для буржуазной семьи квартиры 20-х годов прошлого века. Здесь представлены предметы интерьера, мебель, посуда и декоративные элементы, созданные по проектам Гауди и свидетельствующие о многогранности и глубине его таланта.
  • Мансарда, которую Гауди разрабатывал как функциональное помещение для прачечных и сушки белья, представляет собой анфиладу из 270 конических арок, выложенных из плоского кирпича, которые поддерживают крышу. Сейчас в ней находится постоянная экспозиция музея, посвященного жизни и творчеству гениального мастера, сочетающего в себе таланты архитектора, инженера, художника. Здесь можно увидеть редкие фотографии Гауди, чертежи, эскизы, черновые наброски проектов, выполненные его рукой. Особое место занимают чертежи первоначального проекта Каса-Мила, по которым можно представить, каким он мог стать, если бы Гауди была предоставлена полная свобода действий.

Патио

Здание оснащено тремя световыми шахтами, которые выходят на два внутренних дворика, круглый и овальный, играющих главную роль в вентиляции и освещении дома. Внутренние фасады, обращенные в патио, расписаны полихромными изображениями фантастических растений. По проекту Гауди, во внутренние дворики выходили окна квартир для прислуги и функциональных помещений.

Дом Мила – необычное здание без углов

Casa Milà – жилой дом, построенный в 1906–10 гг. в столице Каталонии по проекту Антонио Гауди. Дом Мила в Барселоне – последняя нерелигиозная работа великого архитектора, одна из главных достопримечательностей каталонской столицы и объект наследия ЮНЕСКО.

История создания

В начале XX в. Антонио Гауди был признанным мэтром архитектуры. В 1906 г. к нему обратилась богатая семейная пара застройщика Пере Мила и Росарио Сегимоны. Им захотелось стать владельцами здания, не менее популярного, чем построенный по проекту Гауди дом Бальо. На одном из этажей заказчики намеревались жить, а остальные квартиры – сдавать внаём.

В распоряжение Гауди был предоставлен земельный участок площадью более чем в 1000 м 2 , на котором были снесены находившиеся там строения. Архитектор задумал возвести здание в свойственном ему авторском стиле, не терпящим строительных шаблонов, как символ единения человека с природой.

В доме Мила реализованы новаторские для того времени идеи Гауди. Творческие задачи он, как всегда, решил блестяще. Куда больше сил отняли у него споры с городскими властями и заказчиками. Последним не терпелось получить в своё распоряжение здание, о котором все будут говорить. Богатые, но недалёкие люди не понимали, что спешка – враг качества, и что реализация уникальных идей Гауди требует скрупулёзных расчётов.

Торопившийся заказчик предварительно не узаконил здание, поэтому на строительство постоянно наведывались контролирующие органы. Одна из тщательно рассчитанных колонн здания заняла полметра тротуара. Городские власти потребовали от архитектора укоротить колонну или убрать её совсем. Взбешённый Гауди сказал, что уберёт её, но напишет на её месте фамилию запретившего чиновника.

К счастью, «колонну преткновения» Гауди удалось отстоять. Но предложенная им огромная фигура Богоматери на крыше, разительно отличающаяся от классических образцов, не понравилась не только городским властям, но и заказчикам. В то время по Каталонии прокатились антииспанские выступления, сопровождаемые сожжением некоторых церквей. Заказчики опасались, что их особняк с неоднозначной статуей попадёт под горячую руку восставших. Тут пришлось уступить Гауди, и в 1910 г. здание без статуи Богоматери было готово.

По окончании строительства, заказчику всё же пришлось уплатить городским властям штраф за небольшое превышение допустимой высоты здания.

Архитектурные решения

Архитектор говорил, что хотел воплотить в здании скалу, омываемую морем. Фасад действительно вызывает такие ассоциации: даже кажется, что массивная «скала» со сглаженными морем углами медленно плывёт. Крыша с изогнутыми контурами, подобно волне, как бы стекает вниз по скале.

Крышу поддерживают арочные своды мансарды, а не традиционные балки. Выходящие на крышу выступающие конструкции вентиляционных и лифтовых шахт и дымоходов скрыты внутри причудливых фантастических фигур. Они облицованы «ломаной» мозаикой из фрагментов керамики и битого стекла «тренкадис». Таким образом, Гауди превратил малоэстетичные железные конструкции в настоящую выставку футуристических изображений.

Подобно реальным пещерам в скале, в квартирах прохладно даже летом. Разработанная Гауди система естественной вентиляции делает ненужным использование кондиционеров. Во внутренние открытые дворики «патио» с извилистой конфигурацией выходят окна хозяйственных помещений, а окна жилых смотрят на улицу. Их весь день освещает солнце.

Спроектированные Гауди квартиры – без углов. Ажурные кованые решётки балконов, имитирующие морские водоросли, разработал художник и скульптор Жузеп Мария Жужоль (автор облицовочных коллажей 110-метровой скамьи парка Гуэля).

По проекту Гауди, вокруг решёток с этажа на этаж должны были подниматься вверх зелёные лианы. К сожалению, эта деталь проекта не была реализована.

В здании вообще нет опорных стен, что было неслыханным в то время. Тщательно выверенные расчёты архитектора позволили обойтись без них. Всю нагрузку взяли на себя каркас, наружные стены и внутренние колонны. Благодаря такому решению этажи отличаются друг от друга, а внутренние стены подвижны, что позволяет менять планировку квартир. Эта возможность была очень удобной для заказчика, намеревавшегося сдавать большинство жилых помещений. А для хозяйской квартиры Гауди даже спроектировал мебель в духе своих архитектурных предпочтений.

Архитектор озаботился даже будущими отношениями жильцов дома Мила. Он предусмотрел входы в лифт не на каждом этаже, а только на чётных. Это увеличивало вероятность знакомства будущих жильцов друг с другом. В начале века личные автомашины в Барселоне были редкостью. Тем не менее, Гауди предусмотрел подземный гараж для них (впервые в Европе).

Столь необычное здание архитектора, намного опередившего своё время, сначала вызвало неоднозначную реакцию. Барселонцы даже прозвали здание Ла Педрера («Каменоломня»), усмотрев такое сходство в кажущейся тяжеловесности фасада. Однако к зданию быстро привыкли, и сейчас оно – объект гордости местных жителей.

Современность

К сожалению, не все задумки автора были реализованы. После смерти Гауди некоторые детали были утрачены. С подачи одного современного дизайнера здание было неудачно перекрашено. Однако, реставрация проводимая в 2014 году, вернула зданию прежний цвет.

Нынешний дом Мила – собственность местного фонда Fundació Catalunya-La Pedrera. В большинстве квартир здания по-прежнему живут люди или действуют офисы. Для туристического осмотра отведены бельэтаж, одна из квартир шестого этажа, мансарда и терраса на крыше. С неё открываются прекрасные панорамы Барселоны.

В квартире воссоздана обстановка, характерная для жилища буржуазной семьи начала ХХ в. Кровать, шкафы с книгами и фарфором, журнальный столик, софа, старинный телефон – словно снимок вековой давности. Особый интерес представляют изготовленные по эскизам Гауди детали – двери и их ручки, полы, окна. Осмотр дополняет документальный фильм о Барселоне вековой давности.

Мансарда, предназначавшаяся для стирки и последующей сушки белья, ныне служит выставочным залом. В нём демонстрируется постоянная выставка, посвящённая жизни и творчеству великого архитектора. Представлены макеты, чертежи, эскизы, выполненные его рукой, фотографии и документы мастера.

В бельэтаже, где ранее жили домовладельцы, ныне находится зал временных выставок.

Входной билет стоит 22 EUR. Его можно приобрести непосредственно в кассе, или на сайте . Весьма вероятно, что в высокий сезон придётся выстоять малоприятную очередь под солнцем. На входе рекомендуется не пожалеть 3 EUR на русский аудиогид. Он сделает посещение максимально познавательным.

В летний сезон, кроме обычного посещения, организуется (с 19 часов) светомузыкальное шоу с художественной подсветкой стен и фантастических скульптур крыши. В его стоимость входит цена бокала испанского шампанского cava.

Как добраться?

Адрес Casa Milà – Carrer de Provença 261 (на пересечении улицы с проспектом Passeig de Gràcia). Доехать к нему можно, сойдя на станции Diagonal линий L3 и L5 метро.

Другой вариант – автобусами №№ 7,16,17, 22, 24 до остановки Passeig de Gràcia – La Pedrera. График работы – с 9 до 20 (зимой – до 18) часов, кроме вторника.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: