10 малых храмов Ангкора и гора заходящего солнца - МИР НА ЛАДОНИ

10 малых храмов Ангкора и гора заходящего солнца

Ангкор — страна забытых храмов

Ну что, четвертый день пребывания за границей и второй день пребывания в Камбодже принес долгожданное исполнение грандиозных мечтаний — я увидел комплекс храмов Ангкор. Как я писал в предыдущем отчете, эта мечта, в отличие от Греции, зародилась не так давно — всего лет шесть назад, но она сразу стала яркой и назойливой. Наконец этот день настал. И уже не мельком, для галочки, как это было в предыдущий день, а основательно, с посещением основных храмов комплекса Ангкор — храмы Байон, Та-Кео, Та-Пром и Ангкор Ват. Конечно, очень хотелось бы посетить и другие археологические памятники этого грандиозного комплекса, но это лучше, чем с грустью разглядывать фотографии в сети.

Итак, храмовый комплекс Ангкор был основан в IX веке н. э. и просуществовал как действующее культовое учреждение до XV в., до завоевания кхемерского царства Сиамом, после которого собственно Ангкорское царство прекратило свое существование. Ангкор являлся одним из крупнейших городов на планете того времени — его население доходило до 1 000 000 человек! Для сравнения — в Париже IX века население составляло около 300 000 человек, и Париж являлся одним из самых больших и густонаселенных городов Европы. Бытовые постройки и дворцы знати строились из подручных материалов — дерева и пальмовых листьев. И только храмовые постройки возводились из песчаника. Собственно по этой причине до нашего времени практически не дошли никакие свидетельства жизни людей того времени — тропический климат очень быстро разрушает любые артефакты, лишая ученых каких-либо письменных источников и материальных памятников.

Ангкорская империя находилась под влиянием индуистской культуры со всеми ее составляющими элементами — кастовой системой, архитектурой, танцевальной культурой, произошедшей от мистерий индуистского цикла и, самое главное — религии. В IX веке Ангкорское королевство являлось одним из важнейший центров индуизма и, разумеется, город Ангкор, в котором, кстати, проживали исключительно люди высшей касты — брахманы и кшатрии, — стал религиозным центром именно индуизма. Следует отметить, что главным соперником индуизма в этом регионе являлся буддизм, и это приводило к серьезным конфликтам, как внутри государства, так и внутри поколений.

Из этого следует, что если старый царь придерживался индуизма, это вовсе не означает, что новый царь, его сын, будет придерживать мировоззрений отца. И если новый правитель отказывался придерживать религии отца, то это автоматически означало переориентацию и всего храмового комплекса Ангкор. Сами строения перестраивались, а изображения богов или будд довольно кощунственно переделывались. Это хорошо видно на примере храма Байон, изначально посвященного бодхисаттве Авалокитешваре, а с приходом к власти нового царя лики на стенах храма были варварски переделаны под лики Шив посредством того, что во лбу бодхисаттв пробивались дыры, которые должны были символизировать третий глаз. И таких примеров можно привести множество. Еще одной из характерной особенностью Ангкора является то, что помимо культового центра, он выполнял еще одну, довольно неожиданную функцию. Ангор можно считать ареной соревнования царей — каждый новый царь считал своей первостепенной задачей построить новый храм. Причем обязательно больше и красивее предыдущего. Храмы украшались золотом, серебром, драгоценными камнями, искусство барельефа росло, а Ангкор все более и более превращался в удивительнейший самостоятельный мир, похожий на легендарные города богов.

Хотя все храмы довольно однотипны по своему архитектурному стилю, каждый все равно остается уникальным и неповторимым. Храмы Ангкора делятся на два типа — пирамидальные плоские. К пирамидальным храмам относятся такие известные храмы как Байон, Та-Кео и, собственно, Ангкор- Ват. К плоским, из особенно известных, относится Та-Пром (в этом храме проводились съемки фильма «Лара Крофт и расхитительница гробниц»). По своему же устройству все без исключения храмы представляют собой уменьшенную модель вселенной — они имеют по четыре яруса, символизирующие уровни мира — Ад, землю, Рай и Небо Индры, где центральная, самая высокая башня воплощает собой мировую гору Меру. Еще одной характерной чертой ангкорских храмов является то, что все помещения сквозные и имеют четыре выхода, ориентированные по сторонам света (за исключением Ангкор Вата — у него из центральной башни ведут восемь выходов). И главный вход расположен на восточной стороне стены (опять же — за исключением Ангкор Вата — его вход расположен на западе).

Общей особенностью всего Ангкора является то, что ходить можно куда угодно. Ну совершенно -хочешь лазить по стенам — пожалуйста, хочешь пройтись по портикам — не проблема, хочешь пожать руку Шиве (если он не одет в обрядовые одеяния) — тоже не вопрос. Да, есть кое-какие ограничения — нельзя трогать статуи Будды, ходить в обуви по коврикам внутри помещений, нельзя громко разговаривать или заниматься общими для музеев ограничивающими действиями. Важно другое — хоть по комплексу и проложены автодороги или пешеходные маршруты, но ты волен пройти где угодно и как угодно с единственным условием — ничего не сломать и желательно не разбиться. Тебе еще помогут пройти по узенькому карнизу храма и предложат помощь в фотографировании. Еще и позы придумают. Правда, с другой стороны, такое излишнее выпячивание всех сторон своей национальной культуры во многом начисто лишают храмовый комплекс своей сакральной мистики и священного благоговения в отношении чужих богов или Будды. К этому относятся и вечные мелкие торговцы, сующие свой товар всем подряд и всё подряд — придают экскурсии сходство с остановкой станции Вековка. Торговцы высокими и пронзительными голосами буквально умоляют туристов купить у них хоть что ни будь- «брелокимагнитыстатуэткикопиихрамоввеераплаткиаодииндолаааар — предложу, что угодно за любую цену — только купи!» — примерно так выглядит эта сцена. Правда, попадая на территорию храма, у меня вся праздность куда-то пропадала. От этих мест, может чисто психологически ощущаетя колоссальные скрытые и явные силы. Особенно это чувствовалось в самом центре Ангкор Вата. Но я постараюсь быть последовательным.

Первым в программе стоял храм Байон, или, если по-правильному — Прасат Байон.

Это не самый старый храм Ангкора — его заложили в конце XII века и завершен уже в XIII веке. Инициатором строительства стал царь Джаваярман VII (Он же Маха Парамасангатапада). Изначально храм строился как буддийский и, как было сказано выше был посвящен бодхисаттве Авалокитешваре. Этот храм на протяжении своей истории неоднократно перестраивался в зависимости от вкусов и предпочтений каждого нового царя.

Несколько раз он перестраивался в индуистский и обратно. Статуи Будды то выносились наружу и заменялись статуями богами индуистского пантеона, то все снова переигрывалось — индийские боги оказывались снаружи, а Будда возвращался на свои изначальные места. И эта религиозная карусель продолжалась до самого захвата Сиамом Ангкорского царства. Собственно, Байон — это последний храм Ангкора и единственный храм изначально посвященной буддийской Махаяне. Лица бодхитсаттв безмятежно смотрят на мир с каждой из многочисленных башен храма. Выражения лиц могут меняться с грозных на веселые, с грустящего на хмурый в зависимости от освещения. На меня многочисленные бодхисаттвы смотрели немного равнодушно, с несколько ироничной улыбкой. Я посчитал, что это добрый знак и именно в этот момент из-за туч выглянуло солнце.

На первый взгляд вблизи Байон больше напоминает каменный хаос и нагромождение каменных блоков. Это связано в первую очередь с тем, что галерея и верхняя терраса построены очень сжато друг к другу. Чтобы понять из-за чего появляется такое ощущение скомканности и нагроможденности достаточно вспомнить Ангкор Ват, где первая галерея первого яруса и верхняя терраса второго яруса отделены друг от друга довольно большим расстоянием, которое создает иллюзию огромного пространства.

Еще одной интересной особенностью храма являются многочисленные барельефы, изображающие различные этапы истории Ангкорского царства.

Триумфальные ворота Ангкор- Тхома

Та-Кео

Вторым храмом программы стал Та-Кео. Этот храм, построенный в X веке королем Джаяварманом V. Этот храм был посвящен шиваитскому культу (другим словом посвящен богу Шиве). Храм полностью построен из песчаника. Это единственный храм из всего комплекса не имеет никаких барельефов. Это связано с тем, что барельефные работы были прекращены сразу после строительства. Как и большинство храмов, Та-Кео выстроен по стандартному плану — центральная башня, символизирующая священную гору и пять сопровождающих башен.

В этом храме мне удалось почувствовать себя мартышкой — чтобы подняться на четвертый ярус надо было подняться по очень узеньким ступенькам да под углом в 70 градусов. Подняться было еще полбеды, а вот спускаться — это была уже проблема. Но когда передо мной камбоджиец лихо перепрыгивал через ступеньку бежал вниз, у меня захватило дух. А потом передо мной по ступенькам прыгала девочка лет десяти. Как она с нее не сверзнулась — для меня так и осталось загадкой. Благо она мне показала лучшие пути для спуска — иначе все могло бы закончиться несколько иначе.

Это был первый храм, где мне удалось походить по карнизам храма, ширина которых сантиметров десять… Это было страшно, но круто)))) Местные смотрители даже предложили пофотокать на этих карнизах. Все закончилось благополучно)

Следующим пунктом программы стал храм Лары Крофт. То есть Та Пром. Этот затерянный в джунглях храм при восстановлении по максимуму постарались сохранить в том виде, в котором его нашли французские исследователи.

Читайте также  Ещё один великолепный шаг

Храм был основан в XII веке царем Джаяварманом VII и изначально задумывался как целый город- монастырь со своей собственной инфраструктурой, бытовыми постройками, защитными укреплениями и системой жизнеобеспечения. Изначальная конфессионая принадлежность монастыря была буддийской. Из-за того, что этот храмовый комплекс имел несколько иное назначение, чем возведенный чуть позже Байон или несколько сотен храмов возведенных ранее. Та-Пром имеет необычное для всех прочих культовых сооружений строение. Оно не пирамидальное, оно не высится к небу — все четыре яруса храмовой постройки выполнены в виде концентрических квадратов, выстроенных на земле, а не над ней. Таким образом, культовый центр монастыря приходится не на самую высшую точку, а на центр всей постройки.

Главной достопримечательностью Та-Прома являются не столько его строения, которые выполнены в максимально стандартном стиле, сколько те деревья, которые растут на постройках. Они накидывают всему комплексу 5–6 сотен лет. Выглядят они очень загадочно, время в этом месте чувствуется практически тактильными чувствами. Все дышит величием природы и бессильем человека.

Многие деревья, растущие на территории монастыря старше его самого — им по 500 — 800 лет и, глядя на них, кажется, что они способны простоять еще столько же. Человеческие строения разрушатся, превратятся сначала в груду камней, а затем и просто в пыль, а лес будет стоять. Вечный и нерушимый. Собственно, груды кирпича, которые так и не успели разобрать и валяющиеся бесформенными грудами на территории всего комплекса только подтверждают этот тезис. Да и размеры деревьев подавляют своей мощью и силой — человек, стоящий возле него кажется муравьем, а здания — небольшими зелено-черными холмиками. Огромные корни растений, ползущие по крышам и стенам построек, пожирают, впитывают в себя все искусственное и временное.

Храмы Ангкора — Малый круг храмов

Храмы Ангкора и их Малый круг это визитная карточка Королевства Камбоджа.
Доказательства былого могущества величественной цивилизации кхмеров.
Мы не будем тут вникать в детали и рассказах о храмах, наша цель рассказать о главном маршруте для туристов по храмам Ангкора.
Итак, храмы Малого круга и всё самое важно о них. Еще важно то, что в основном эта статья касается туристов которые поедут в храмы Ангкора самостоятельно.

Тут я вам расскажу о храмах Ангкора которые входят в так называемый Малый круг и о том как правильнее их посещать с учётом современной ситуации в Ангкоре. Каким храмам стоит уделить больше времени, а в какие может и не стоит даже заезжать. Как вам уже наверное известно, храмы Ангкора в Камбодже были обнаружены европейцами примерно в 1861 году.
C тех пор многие страны вкладывали средства в поиски, расчистку и восстановление храмов Ангкора. И даже сейчас, гуляя по храмам малого круга вы сможете наблюдать процесс реставрации.
Чуть ниже вы можете увидеть и изучить карту храмов Ангкора Малого круга.

Храмы Ангкора Карта, храмы Малого и Большого круга

Чаще всего осмотр храмов малого круга туристы и гиды начинают с Ангкор вата. Мы рекомендуем вам побывать в Ангкор Вате дважды, особенно если вы любите фотографию. Первый раз на рассвете, для этого нужно приехать в Ангкор ват в 5:30 утра, а второй раз на закате, в лучах которого Ангкор ват так же смотрится очень красиво. Для этого в Ангкор вате придётся провести около часа с 16:30 до 17:30. Но, поверьте, оно этого стоит!

В след за Ангкор ватом можно посетить храмы Та Пром для этого нужно выходить из Ангкор вата через восточные ворота или храм Байон который находится в городе Ангкор Тхом. Для этого нужно вернуться через западные ворота Ангкор вата.

Пиковое время посещения храмов Та Пром и Байон с 8 утра до 14 часов дня. Ближе к вечеру обычно народу в них меньше. Именно зная это, вы можете выстраивать свой маршрут. Если же с вами есть гид, то скорее всего он это знает.

Храм Байон (Bayon)

В городе Ангкор тхом есть и другие храмы, но как правило в них нет того столпотворения как в храме Байон и вы будете чувствовать себя там более комфортно. Рядом с храмом Байон находится Королевская площадь на которой расположены Террасы слонов и Прокаженного короля. Эти элементы были восстановлены французами в первой половине XX века.

Большой индуистский храм-гора Бапхуон, который был так же восстановлен французскими специалистам и открыт для посещения в 2011 году. У вас будет возможность подняться на его вершину, но для этого стоит помнить важное правило- для подъема вам нужно прикрыть ноги и плечи! Брюки ниже колена и футболка или рубашка. Майки, платки и шорты не допускаются.

Следом за храмом Бапхуон вы увидите небольшую пирамидку Пименакас, вход на неё по состоянию на 2016 год закрыт.
Выезжая из города Ангкор Тхом через Восточные ворота, сначала вы увидите изображение Деват и Асур, затем небольшие постройки слева и справа Тхоманон и Чау Сэй Тэвода. Если время позволяет, то на их осмотр у вас уйдёт около получаса. Внутри Тхоманон вы увидите изображения Бога Вишну.

В пяти минутах езды далее находится индуистский храм Та Кео. Большая пирамида с пятью пиками на вершине. Hemasringakiri- так звучит оригинальное название храма. А в переводе с санскрита это означает — «гора золотых пиков». Когда-то, в каждой из башен находились Линга, символы королевской силы и власти. Будьте аккуратны! Ступени ведущие на верх очень крутые, поэтому не спешите! Наиболее удобной для подъёма является Восточная сторона храма. Поднявшись на первый уровень вы увидите слева статую быка Нанди (транспортное средство бога Шивы)

Та Кео — индуистская пирамида

Далее, в пяти минутах езды от пирамиды Та Кео находится храм Та Пром. Буддийский храм построенный королём Джаяварманом VII в честь своей матери. В давние времена в центральной башне этого храма хранили прах матери короля в ступе. Сама башня, как и ступа была богата украшена большим количеством драгоценностей. Ступа разрушена, а вот на стенах до сих пор можно увидеть отверстия в которые были инкрустированы драгоценные камни. (вот ссылка на статью с рекомендациями по посещению и видео — http://glcambodia.com/храм-та-пром-советы/).

Храмы Ангкора. Загадки Кхмерской Империи

Наше совместное путешествие с родителями Климентия началось недалеко от границы Таиланда и Камбоджи, и в первый же день мы поехали в Сием Рип, чтобы поближе познакомиться с историей Камбоджи и увидеть храмы Ангкора своими глазами.

Камбоджа традиционно считается дешевой страной для отдыха, однако, если вы хотите обеспечить себе европейский уровень комфорта, то придется платить “туристическую” цену.

В этой поездке мы себе ни в чем не отказывали – жили в дорогих гостиницах, питались исключительно в ресторанах и кафе. Цены отличаются довольно сильно – в уличном кафе для местных можно поужинать за 1 доллар, в то время как в ресторане блюдо будет стоить около 3-5 долларов (что все равно намного дешевле, чем в России и Европе).

С гостиницами примерно та же тенденция – самый дешевый бекпекерский хостел будет стоить около 100-200 рублей, где за эту сумму вам предложат одно койко-место +общий туалет и душ. А в гостинице за 1000-2000 рублей вы будете жить в королевских условиях, с собственной ванной, несколькими бассейнами на территории и вышколенным персоналом.

Пока с вводной информацией про Камбоджу закончим, и перейдем к самому интересному. Итак, храмы Ангкора.

Ангкор – это древняя столица Кхмерской империи, которая была потеряна и забыта в джунглях на целых четыре столетия. В 1861 году французский натуралист Анри Муо заново открыл всему миру храмы Ангкора.

Ангкор расположен на берегу озера Тонлесап и занимает огромную площадь – в длину 24 км, в ширину 8 км. Поэтому всем, кому предлагают посмотреть храмы Ангкора за 1-2 дня, должны крепко задуматься, а лучше спросить в туристической компании, какие именно храмы они увидят за это время.

Само собой, все храмы за разумный промежуток времени посмотреть невозможно, да и не за чем – по-настоящему интересных для поверхностного осмотра храмов Ангкора не так уж много.

Однако, для любителей и ценителей древней истории, легенд и кхмерской архитектуры в Ангкоре открываются просто безграничные возможности для изучения – по нашим впечатлениям, здесь можно гулять месяцы и ни разу не зайти два раза в один и тот же храм.

Храм Та Пром

Храм Та Пром (в Википедии почему-то Та Прум) благодаря фильму “Лара Крофт. Расхитительница гробниц” , вышедшему в прокат в 2001 году, стал один из самых известных храмов Камбоджи. Теперь сотни и сотни туристов стали приезжать, чтобы увидеть своими глазами, где же снималась звезда Голливуда Анжелина Джоли.

Храм был построен королем Джайяварманом VII в память о своей матери, и в данный момент находится на реставрации. Учитывая крайнюю неспешность и расслабленность всех кхмеров, стройка затянется ни на одно десятилетие.

А пока можно ходить по территории Та Пром, любоваться таинственными очертаниями сплетения камня и дерева.

В Та Пром приятно и легко гулять – изнуряющая жара не проникает сквозь кроны древних деревьев, которые кроме этого еще и придают этому месту атмосферу таинственности и загадочности.

Читайте также  Поездка в Стокгольм, советы для самостоятельных путешественников

Та Кео (Храм – Гора)

Та Кео был построен при короле Джаявармане V и посвящен богу Шиве. Отличительная черта этого храма Ангкора в том,что в нем почти нет росписей.

До сих пор ученые гадают, почему это произошло. Среди версией есть следующая: преемники Джаявармана V намеренно отказались закончить храм,чтобы не принимать на себя славу строителей храма. Есть и более прозаичная – пришедший правитель был более заинтересован в строительстве своих собственных задумок, а не завершении дел предшественника.

Зато на примере именно Та Кео особенно заметно, что храмы Ангкора построены без применения цемента и каких-либо других связующих материалов: каменные блоки в них сцепляются по принципу замка.

Тхамманон

Тхамманон является одним из пары индуистских храмов на территории храмов Ангкора. Он построен в конце 11-го века во время правления СурьяварманаII

Ангкор Тхом

Ангкор Тхом – это комплекс храмов и ритуальных сооружений, окруженный рвом. Если посмотреть снимок из космоса, то можно увидеть, что комплекс образует правильный квадрат площадью свыше 9 квадратных километров. На территорию Ангкор Тхома ведут 5 ворот. На фото изображена верхняя часть южных ворот.

Кхемы очень суеверны, у них множество поверий, и они крайне религиозны – по крайней мере, такое впечатление сложилось у нас после просмотра множества храмов Ангора. В каждой росписи на стене, камне, дереве, кхемы видят некий секретный смысл, который вот уже несколько столетий расшифровывают ученые по всему миру. Например, ворота. Безусловно, сейчас ворота идентифицируют по географическому положению – южные, северные и т.п. Однако, есть и менее официальные названия – например, ворота призраков.

Терраса прокаженного короля

Джаяварман VII – первый король-буддист, при котором Кхмерская Империя достигла пика своего развития. Во время его правления буддизм заменил брахманизм и стал официальной государственной религией.

Терраса прокаженного короля исполняла роль крематория: умершего сжигали именно на этой террасе. Почему же терраса носит такое название? По одной версии король Джаяварман VII страдал от этой хвори, по другой – Терраса прокаженного короля так названа из-за того, что скульптура, изображающая этого короля, изъеденная временем, лишайниками и мхом, напомнила первооткрывателям о людях, больных проказой.

Терраса слонов

Терраса слонов использовалась для демонстрации величия власти: здесь проходили парады, праздники – словом, все дворцовые церемонии. Терраса украшена всевозможной каменной резьбой: тут и мистические человеко-птицы Гаруды из индийской мифологии и львы, размером с взрослого человека, сцены битв и войн, пятиголовый конь и,конечно же, слоны – символы королевской власти.

Нравится статья? Узнавайте первым о выходе новых интересных историй! Подпишитесь на нас по эл. почте или в группе ВКонтакте

Когда-то все это было признаком баснословного богатства и символом высокого положения в обществе. Сейчас от былого могущества остались лишь руины, притягивающие внимание многочисленных туристов.

Когда смотришь на что-то подобное, в голове сразу всплывают ушедшие в небытие могущественные древние империи – Египетская, Персидская, Римская, а затем и Византийская – история слияний и поглощений, кровопролитных войн – от всего этого сейчас осталось всего лишь несколько памятников архитектуры и свитки папируса. Современная Камбоджа, увы, не может похвастаться высоким уровнем развития – такое ощущение, что страна застряла в далеком прошлом: никаких существенных источников дохода, кроме туризма и сельского хозяйства, у Камбоджи нет.

Пхимеанакас

Еще один храм Ангкора, который в буквальном переводе с кхмерского означает “небесный дворец”. Считается, что храм построен в конце X века в правление Раджендравармана II , а затем перестроен Сурьяварманом II – но уже как индуистский храм.

Байон

Этот храмовый комплекс в центре Ангкор-Тхома построен в честь короля Джаявармана VII. Он совершенно справедливо соперничает по популярности с Ангор Ват, и является самым загадочным и мистическим строением всего огромного Ангкора. Как это всё может стоять без единой капли цемента или любого другого связывающего материала, учёные до сих пор ответить не могут, а главное не могут восстановить Байон, теми же методами, которыми он возводился.

В следующих статьях будут интересные факты о самом главном храме Ангкора – Ангкор Вате, а также рассказ про не менее интересные памятники кхмерской культуру. Не забывайте заходить к нам в группу в контакте и оставлять комментарии!

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ХРАМАМ АНГКОРА. Та Пром, Та Кео, Прех Кхан, Ангкор Том и Ангкор Ват. ЧАСТЬ 2. 01/2017.

В первой части поста о храмах Ангкора, мы рассказали вам о нашем маршруте по развалинам, поделились полезной информацией и советами, как спланировать поездку в Ангкор. Пора поделиться впечатлениями о каждом храме, которые мы увидели.

Как мы писали в первой части поста, наш маршрут по храмам Ангкора был таким:

Писать много о каждом храме мы не будем, очень много информации и истории полистайте в Вики. Каждый храм заслуживает отдельного поста. У каждого из них своя невероятная история, о которой можно прочитать в многочисленных путеводителях на просторах инета.
Мы с вами поделимся нашими впечатлениями и покажем храмы такими, какими увидели их мы.

ХРАМЫ АНГКОРА: Та Пром (Ta Prohm) – храм Анджелины Джоли

Та Прома (Ta Prohm) – единственный храм, который практически не реставрировали, а оставили в первозданном виде с проросшими корнями деревьев. Хотя всё же небольшие изменения в храм внесли. Для удобства туристов соорудили пешеходные деревянные дорожки.

Наши впечатления от храма – если честно ожидали чего-то бОльшего. Не знаем чего, но чего-то масштабного. Хотя Та Прома (Ta Prohm) безусловно потрясающий! Просто, уж, слишком, его слава идёт впереди него. В этот храм хочется прийти на закате, побродить в тишине, погулять по галереям, вдоволь налюбоваться невероятными деревьями. Утром нам почти это удалось, но в 9 часов набежали толпы-толпищи туристов, и всё, чего нам хотелось – поскорее вырваться на свободу из этого «Поднебесного» адища.

Двух часов нам хватило, чтобы изучить Та Прома (Ta Prohm) полностью.

Та Прома (Ta Prohm) – однозначно «must see» среди всех храмов Ангкора.

Отыскав на стоянке среди сотен наш тук-тук, мы поехали к храму Та Кео (Ta Keo).

ХРАМЫ АНГКОРА: Та Кео (Ta Keo).

Та Кео (Ta Keo) – милый, уютный и немного обделенный вниманием туристов, храм. Мы попали в этот храм в 10:30 утра. Кроме нас в нём находилось не более 10-ка людей. Может просто было рано? В такое время основная масса ещё изучает развалины Ангкор Ват.

Та Кео прежде всего знаменит своими потрясающими панорамными видами. Чтобы добраться до самого верхнего храма, придется потренироваться в восхождении по огромным ступеням. Для кого они их строили? У них были гигантские ноги? Ступени просто невозможно огромные. Подниматься ещё ладно, пол беды, а вот спускаться… даже немного страшновато.

Та Кео (Ta Keo) однозначно нам понравился своей немноголюдностью и своими видами. Рекомендуем посетить. Оставляйте на этот храм около часа времени.

Историю храма можно почитать тут http://angkor.cc/Takeo.php

После Та Кео (Ta Keo) на нашем пути были Ворота Победы.

ХРАМЫ АНГКОРА: Ворота Победы (Victory Gate).

Что сказать про них? Ворота. Красивые. Узкие настолько, что образовывается пробка – двум машинам через них не проехать, поэтому многочисленные повозки с туристами стоят в пробке, ожидая своей очереди на проезд.

Намного интереснее читать историю этих ворот, чем они сами.

Следующий на нашем пути был храм большого круга Преа Кхан (Preah Khan)

ХРАМЫ АНГКОРА: Преа Кхан (Preah Khan)

Преа Кхан (Preah Khan) – храм, построенный тем же правителем, что и Та Пром – Джаяварманом VII. Вообще, Джаяварман VII был отличным парнем, столько всего красивого построил! Молодец. Все его рукотворные достижения можно изучить тут http://www.angkorwat.ru/html/Appendix_03.html Мы поразились, когда увидели в списке сколько всего он сотворил.

Так вот, Преа Кхан (Preah Khan). Ещё один относительно пустой храм. Но честно говоря, на этом храме с нами случился ступор – мы перестали понимать чем различаются все эти храмы. Стены, развалины, деревья, пыль. Да, у каждого из них своя потрясающая история, но визуально храмы перестают различаться после 3-х часов прогулки по развалинам. Простят нас ценители древностей, но первые три храма нам показались на одно лицо.

Обойдя половину развалин, и поняв, что вокруг картинка не меняется, мы отправились туда, где точно мы увидим разницу, к тем храмам, которые точно впечатлят.

История храма Преа Кхан (Preah Khan) http://angkor.cc/Preah_Khan.php

Дальше нас ждал Ангкор Том.

Перед северными воротами мы остановились полюбоваться деревьями, растущими прямо в воде. Красиво.

ХРАМЫ АНГКОРА: Ангкор Том (Angkor Thom)

Немного Вики о храмовом комплексе Ангкор Том:

Ангкор Том в переводе с кхмерского означает «большой город». Он заслуживает особого внимания и занимает второе место по известности во всем храмовом комплексе Ангкор, после Ангкор Вата (Angkor Wat), во многом, благодаря Байону – горе-храму с высеченными лицами.

Ангкор Том входит в храмовый комплекс г. Ангкор, был построен в стиле Байон и посвящен буддизму.

Город занимает большую площадь и состоял из более сотни храмов и различных построек:

Байон (Bayon)
Бапуон (Baphuon)
Пимеанакас (Phimeanakas)
Королевский дворец (Royal Palace)
Терраса Слонов (Terrace of the Elephants)
Терраса Прокаженного Короля (Terrace of Leper King)
Теп Пранам (Tep Pranam)
Преа Палилай (Preah Palilay)
Преа Питу (Preah Pithu)
Прасаты Суор Прат (Prasats Suor Prat)

Читайте также  Чукурджума (Çukur Cuma)

Город Ангкор Том занимает площадь в 900 га и имеет форму квадрата, поделенного на четыре равные части осевыми дорогами. Центром пересечения дорог является Байон. Территория города была окружена насыпной стеной общей протяженностью 12 км, высотой 8 м., по верху стены пролегала дозорная дорога. Перед стеной был выкопан ров шириной 100 м и глубиной 6 м, заполнявшийся водой.

Вход в Ангкор Том осуществляется через ворота, всего их 5: по одному – с севера (North Gate), юга (South Gate) и запада (West Gate), и двум – с востока – восточные (East Gate) и Ворота Победы (Victory Gate). Ворота Победы ориентированы на Королевский дворец. Высота ворот составляет 22-23 м, ширина проезжей части под ними — 3,5 м, они выполнены в стиле Байон и имеют по четыре башни, на каждой из башен высечены лики бодхисатвы Авалокитешвары (бог надзирающий и сострадающий), с которым отождествляли Джаявармана VII. В дополнение ворота с обеих сторон украшены скульптурой трехголового слона с хоботами в виде колонн.

Перед воротами в ряд выстроились боги (деваты) слева и демоны (асуры) справа, держащие в руках многоголового змея (нага), олицетворяющего мост между небом и землей. Богов и демонов поровну с каждой стороны, по 54, боги держат змея за голову, а демоны – за хвост. Перетягивая на себя они, таким образом, приводят в движение священную гору (Байон).

Наличие Ворот Победы имеет определенный смысл, заключающийся в то, что армия короля уходила на сражение именно через эти ворота, т.о. предвещая благополучный исход поединка. В случае победы воины возвращались через них, в случае поражения – через другие (возможно – другие восточные). Через восточные ворота проходили похоронные процессии.

Наше знакомство с храмами Ангкор Тома началось с храма Байон.

Камбоджа. Храмы Ангкора.

28.01.2018

Маленькое предисловие. Где-то за полгода до поездки я увидела в интернете такую фотографию.

В статье говорилось что-то на тему бессилия человека перед природой и временем. Картинка произвела на меня неизгладимое впечатление! Я не знала, что это за место (в статье не упоминалось название), но совершенно точно знала, что рано или поздно я там окажусь. Я не представляла, как попасть туда, так как не знала, где это, но была уверена, что это произойдет. Так и случилось. За месяц до поездки я увидела в инстаграме друга такую же фотографию с указанием места, через две недели купила билеты, и вскоре оказалась там)) Мысли материальны! Верьте, друзья!

С первых минут в Камбодже со мной начало происходить какое-то волшебство. Вообще, всё путешествие по Азии (в той поездке я посетила еще Вьетнам и Мьянму) было каким-то волшебным, но в Камбодже это ощущение усилилось в разы!

Как я уже говорила, английского я не знаю, поэтому немного волновалась из-за получения визы на границе (прилетала я одна, у подруги рейс был раньше на полдня), но каким-то чудным образом я самостоятельно правильно заполнила анкеты и в течение нескольких минут получила паспорт с вклеенной визой. На выходе из аэропорта меня ждал туктукер с табличкой с моим именем. Еще одна маленькая «сбыча мечт»)) Всегда хотелось, чтобы меня так где-нибудь встречали, и вот сбылось, причем, абсолютно бесплатно. Наш отель предоставлял бесплатный трансфер. Дорога до отеля заняла около получаса. Мимо мы проезжали мимо отелей, которые светились огнями всех цветов радуги и были украшены огромными инсталляциями к рождеству. Такой красоты я еще не видела! Предрождественская Европа не сравнится с предрождественской Камбоджей! Я ощущала себя в самой настоящей сказке! В отеле впервые при оформлении меня не стали держать у стойки, а усадили на мягкие диванчики и принесли фреш из какого-то тропического фрукта (я не запомнила название) и банановые чипсы. И впервые я не касалась своего чемодана с момента выхода из аэропорта до входа в номер отеля. В номере меня ждали свежие фрукты и бесплатная вода. Во всех путешествиях до этого мы не экономили на отелях, останавливались в 4-5 звездах, но такого отношениях, как в этом 3-звездочном отеле не встречали никогда! За несколько дней нашего нахождения там к отелю не возникло абсолютно никаких претензий! Всё просто идеально!

Разумеется, основной нашей целью в Камбодже был Ангкор — комплекс культовых сооружений 10-12 веков. Изначально это был город, но до наших времен сохранились только храмовые постройки. Дома и прочие здания строились в то время из дерева, которое в тропических условиях климата весьма недолговечно. Всего насчитывается около 100 храмов, которые образуют собой центр древней кхемерской цивилизации. Я не буду углубляться в исторические подробности, скажу лишь только, что эта ангкорская цивилизация просуществовала около 5 веков, пока после очередного сиамского «набега» город не был разгромлен и не пришел в упадок. Вплоть до 1850 года город-храм оставался скрыт от посторонних глаз за завесой непроходимых джунглей, пока французский миссионер Шарль Эмиль Буйево не натолкнулся на его развалины, что послужило «первым» открытием города Ангкор. Однако, отчет Буйево был полностью проигнорирован. Повторно комплекс был «открыт» в 1861 году французским путешественником Анри Муо. Именно с этого момента Ангкор стал известен всей европейской цивилизации, и сюда потянулись французские экспедиции. В 1907 году начались работы по восстановлению храмов, которые продолжаются по настоящее время.

Стоимость билетов в Ангкор в 2017-2018 году — 37 долларов за один день, на три дня — 62 доллара, на неделю — 72 доллара. Посещение храмов детям до 12 лет — бесплатное (подтверждающий документ нужно всегда возить с собой).

Аренда тук-тука на малый круг составит 17 долларов, на большой круг — 20 долларов. Можно арендовать тук-тук на целый день, цена будет зависеть от вашего умения торговаться. К самым дальним храмам (Кох-Кер и Бенг-Мелеа) на тук-туке не доедешь, нужно брать такси — 100 долларов за день. К горе Пном-Кулен авто обойдется в 60 долларов. Кстати, среди моих друзей есть водитель в Сием-рипе (у него тук-тук и Лексус). В декабре 2017 года мы везде ездили с ним, могу рекомендовать, как очень хорошего водителя и гида. Он в прошлом буддистский монах, получил хорошее образование, поэтому отлично знает английский и является интересным собеседником.

За два дня мы посетили малый и большой круг храмов и съездили в один отдаленный. Я не буду показывать их все, только самые значимые.

Ангкор Ват является самым большим религиозным индуистским центром, изначально посвященный богу Вишну, но в последствии стал буддистским. Этот храм стал символом Камбоджи, изображенный на ее национальном флаге.

Не менее известный своей архитектурой кхемерский храм Байон. Он был последним государственным храмом построенным в Ангкоре. Наиболее отличительная черта Байона это каменные лица на большинстве башен, которые по разным версиям являются изображениями лица короля, построившего его, или же ликами Локешвары, что означает, — здание находится под защитой богов. Так же этот храм известен двумя внушительными барельефами, с изображением исторических, мифических и бытовых сцен, и многочисленными фресками богини танца Апсары.

Барельеф с историческими сценами

Танец Апсары. Таких изображений много во всех храмах Ангкора.

Храм Та Пром, пожалуй, самый запоминающийся храм Ангкора. И вовсе не потому, что в нем снимался фильм про Лару Крофт. Он интересен тем, что часть джунглей в нем не расчищена, а оставлена, как напоминание, каким впервые предстал храмовый комплекс перед первыми хранителями Ангкора в 19 веке. По другой версии, джунгли оставлены потому, что расчистить их просто нельзя, при этом разрушатся здания. В любом случае, величие природы в этом храме поражает!


В этом проеме Лара Крофт увидела девочку, за которой и сама последовала. Найти его в храме легко, так как там постоянно толпится куча туристов.

Моя «сбыча мечт» — Та Сом и главная его особенность — гопура заключенная в корни фикуса-душителя. Сквозь ветки корней еще можно разглядеть лик богини, не помню, правда, какой именно.


Пре-руп — храм 10 века, посвященный Шиве. Его название связано с обрядом сжигания умерших в индуизме, при котором тело переворачивают несколько раз во время кремации. Дословный его перевод означает «повернуть тело».

Еще один очень запоминающийся — дальный храм Бантей Срей. Название это современное и означает «Цитадель женственности» или «Цитадель красоты». Изначально храм назывался в переводе «Великий Бог тройного мира». Построен он из красного песчаника, и даже дорога к нему такого же красного цвета. Честно скажу, после невероятных фресок и барельефов этого храма современное искусcтво совсем не впечатляет! Только представьте, вся эта красота была создана в 10 веке! И практически в целостности сохранилась до наших времен.


Обезьяны охраняют вход в сятилище


Я очень хочу увидеть самые дальние храмы — Бенг Мелеа и Кох-Кер, но в обе мои поездки в Камбоджу, осуществить эту мечту не удалось. Что ж, значит, будет третий раз))

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: