Церковь Воздвижения Креста Господня - МИР НА ЛАДОНИ

Церковь Воздвижения Креста Господня

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке (Москва)

Мiръ Россия Москва Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке (Москва)

Храм Воздви́жения Креста́ Госпо́дня на (Помётном) Чи́стом Вра́жке — православный храм, принадлежащий к Центральному благочинию Московской городской епархии Русской православной церкви.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Контакты
  • 6 Паломнику
  • 7 Фото
  • 8 Видео
  • 9 Ссылки

История [ править ]

Храм заложен в 1640 году в начале глубокого оврага, прорезающего верхнюю террасу левого берега Москвы-реки.

На месте деревянного храма было начато строительство каменного храма во имя Воздвижения Креста Господня. Он строился 18 лет.

В 1658 году был освящен главный престол.

В 1701 году каменный храм был перестроен стольником Василием Шереметевым. В объёме здания, возможно, сохранились части стен предшествующего кирпичного храма, сооружённого в 1658, когда территорию между улицей Плющихой и рекой занимали слободы, принадлежавшие ростовскому архиерейскому дому. Первоначальная композиция церкви, состоявшая из двухсветного четверика храма с полукруглой апсидой и трапезной с одним приделом (иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радости»), продолжала традиции посадского строительства XVII в.

В 1708 году с северной стороны появилась новопоставленная придельная церковь с отдельной главкой и крестом — во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».

С годами менялся архитектурный облик храма. Между 1761 и 1782 годом он был почти полностью перестроен. Увеличен алтарь, трапезная, придел во имя иконы Божией Матери. В 1798 здание, очевидно, получило новое декоративное оформление, а четверик храма был надстроен крупным восьмигранным световым барабаном (не сохранился). После нашествия французской армии и пожара храм был снова освящен в 1813 году.

В 1846 году на средства, завещанные купцом Г.И.Блохиным и на пожертвования фабриканта Ганешина к храму с западной стороны была пристроена невысокая колокольня со шпилем, а в трапезной устроен второй придел — во имя архангела Гавриила. Освящение постройки состоялось 8 сентября 1852 года. В XIX в. церковная территория была обнесена белокаменной оградой с воротами. Ее гранитный цоколь, служащий подпорной стенкой высокого, круто обрывающегося склона оврага, воспринимается как внушительное крепостное сооружение.

В 1887 году ктитор храма, купец 2-й гильдии Иван Иванович Виноградов построил упорную каменную стенку для поддержания насыпи, на которой находится храм.

Окончательное формирование архитектурной композиции завершилось в 1894 — 1895 гг., когда к приделам были пристроены помещения с полукруглыми в плане апсидами: в 1894 году по проекту архитектора Ф.Н.Кольбе храм вновь расширили: северный и южный приделы были построены вновь по обе стороны от главного алтаря. Их освятили 24 октября 1895 года. В таком виде храм сохранился до наших дней.

Название храма тесно связано с нашей историей. Середина ХVII века — это время, когда по душам православных прошел зловещей трещиной раскол. Наши предки испытывали глубокое чувство горечи от смуты в Церкви, памятуя о недавней смуте в государстве, вследствие которой Россия чуть было не потеряла своей независимости. Крест являлся государственным символом Византийской империи, а оттуда перешел в качестве такового в Москву, «Третий Рим». Именно в праздник Воздвижения Креста Господня (27 сентября по новому стилю) православные просили в своих молитвах о даровании побед в битвах с иноверными и сохранении в сени Креста своего государства и народа.

Большинство прихожан храма на тогдашней окраине города были дворовыми людьми, ремесленниками, солдатами. Однако принадлежали к приходу и представители знаменитых дворянских фамилий Мусиных-Пушкиных, Шереметьевых, Долгоруких, верно служивших России на военном и государственном поприщах. Так в 1740 году Платона Ивановича Мусина-Пушкина за попытку покончить с «бироновщиной» — антиправославным, гибельным режимом — лишили чинов и графского достоинства, вырезали язык и сослали в Соловецкий монастырь. Один из его потомков, Алексей Иванович Мусин-Пушкин, известный археолог и член Российской Академии, обессмертил свое имя тем, что открыл «Слово о полку Игореве».

Прихожанином храма до последних дней своей жизни был известный поэт князь Иван Михайлович Долгоруков, друг Василия Львовича Пушкина. Несмотря на распространявшееся в российском дворянстве вольнодумство вольтерианского толка, он оставался православным человеком, начинавшим каждый день молитвой и чтением Священного Писания. Не случайно именно ему, ревнителю славы Российской, губернатору во Владимире, удалось обнаружить могилу освободителя Москвы князя Дмитрия Михайловича Пожарского…

История храма связана с именем такого духовного светоча как митрополит Московский Филарет (Дроздов). Наконец, в начале ХХ столетия, 25 мая 1901 года, здесь венчался великий русский писатель А.П.Чехов, мучительно искавший пути воссоединения российского интеллигента с Богом. Ослабление веры, отступление от Православия привели нашу страну к катастрофам революции и гражданской войны, духовному обнищанию. По рассказам прихожан тех лет, уже в 1918 году произошло первое ограбление храма, ставшего к тому времени стараниями купечества одним из богатейших в Москве. Безбожные власти вывезли из древнего храма более 400 пудов серебряной утвари. Но, несмотря на усилия властей, церковь продолжала свое служение.

Святитель и исповедник Тихон, Патриарх Московский и всея России, в нелёгкий период своего первосвятительского служения в июле 13/26 числа 1921 года служил Литургию в этом святом храме, а также 13/26 января 1924 года совершил здесь Всенощное бдение, а на утро следующего дня (14/27 января) — Божественную Литургию (См.: Михаил Вострышев. «Патриарх Тихон». / Серия «Жизнь замечательных людей». — Москва: Изд-во «Молодая гвардия», 2009. С.334, 362). Служил здесь и митрополит Серафим (Чичагов), много сделавший для прославления преподобного Серафима Саровского. Владыка Серафим был расстрелян в декабре 1937 года на Бутовском полигоне.

В 1930 году храм закрыли, настоятель протоиерей Николай Сарыевский был сослан. Купол и колокольню сломали, снесли богадельню и дом причта, а в помещении храма сделали общежитие. Настенная роспись была закрашена, а когда она начинала проступать сквозь побелку, ее сбивали. Но 70 процентов росписи уцелело.

Храм не действовал с 1931 по 1992 г. И все-таки храм ожил. По проекту архитектора О. Н. Кольбе его восстановили. 8-го апреля 1992 года у ограды храма был отслужен первый за последние шестьдесят с лишним лет молебен, организованный вновь созданной православной общиной. С 5-го ноября того же года в южном приделе храма всенощные бдения стали совершаться регулярно. А 7 сентября 1993 года был освящен престол в честь архангела Гавриила и была отслужена Божественная Литургия. Стараниями членов общины и прихожан началось восстановление поруганной святыни. К концу 2000 года храм вновь принял прежний архитектурный облик.

Современное состояние [ править ]

При храме действует Воскресная школа, ведется социальное и молодежное служение.

К храму Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке приписан домовый храм великомученика и целителя Пантелеимона при Российском научном центре хирургии им. акад. Б.В. Петровского.

Святыни [ править ]

Главной святыней храма является мощевик с частицами мощей следующих святых угодников Божиих:

  • Преподобный Кукша Одесский
  • Благоверный князь Феодор Муромский
  • Преподобный Зосима Владимирский, чудотворец
  • Преподобный Кирилл Радонежский
  • Благоверный князь Андрей Боголюбский
  • Преподобный Нектарий Оптинский
  • Преподобный Поликарп, игумен Печерский
  • Святитель Лука Крымский
  • Святитель Феодор Суздальский
  • Святитель Филарет, митрополит Московский
  • Святитель Иоанн Новгородский, чудотворец
  • Святитель Иннокентий Иркутский
  • Святитель Афанасий (Сахаров)
  • Преподобный Паисий Печерский
  • Преподобный Лонгин, вратарь Печерский
  • Святитель Гурий, архиепископ Таврический
  • Преподобный Нил Столобенский
  • Благоверный князь Константин Муромский
  • Преподобный Иов, игумен Почаевский

Особо чтимыми являются следующие иконы храма:

  • Тихвинская икона Божией Матери
  • Образ святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
  • Образ святителя Иоасафа Белгородского с частицей мощей

Престольные праздники [ править ]

Контакты [ править ]

Адрес: 119121, Москва, пер. 1-й Тружеников, 8.

Проезд: м. «Киевская, «Смоленская» или «Фрунзенская», «Парк культуры», автобус 64, 132, остановка «ул. Бурденко».

Добираться удобнее от м. Киевская по пешеходному мосту на другую сторону реки, храм по правую руку.

Церковь Воздвижения Креста Господня Москва

Небольшая церковь Воздвижения Креста Господня расположилась в Москве неподалеку от набережной. В настоящее время возглавляет храм исполняющий обязанности настоятель иерей Димитрий Сорокин.

  1. История
  2. Престолы
  3. Расписание богослужений
  4. Как добраться до Церкви Воздвижения Креста Господня
  5. Контактные данные
  6. Фотографии

История

Храм на Чистом Вражке получил свое второе название от места, на котором он был построен. В царские времена в находившийся неподалеку от церкви овраг вывозили навоз из царских конюшен и поэтому его называли Помётный. Позднее его вычистили, и он получил новое название – Чистый Вражек.

В XVI веке на месте каменного храма стояла деревянная церковь. Когда она пришла в негодность, ее снесли и начали строительство нового здания из камня. Работы по возведению церкви длились 18 лет: с 1640 по 1658 год. Храм освятили в честь Воздвижения Креста Господня.

В своем первозданном облике церковь простояла недолго. В 1701 году приближенный Петра I князь Шереметьев решил послужить Господу и с разрешения царя значительно изменил внешний вид здания. Изначально храм имел двухсветный четверик, к которому была пристроена полукруглая апсида и трапезная. После реконструкции в здании остались прежними только некоторые стены. В 1708 году с северной стороны к храму был пристроен дополнительный придел, увенчанный куполом с крестом. Его освятили во имя «Божией матери».

На этом реконструкция здания не закончилась. С 1761 по 1782 годы в облике церкви опять произошли значительные изменения. Были расширены трапезная и северный придел, увеличен алтарь. Новые стены возводились рядом со старой кирпичной кладкой XVII века, благодаря чему она сохранилась до наших дней. В 1798 году на главном здании храма надстроили большой шестигранный барабан и обновили декор здания.

После чудовищного нашествия наполеоновских войск храм Воздвиженья Креста Господня в числе прочих церквей Москвы значительно пострадал от пожара. Местные прихожане быстро собрали средства и восстановили выгоревшее здание. В 1813 году состоялось его освящение.

В 1846 году почивший купец Г. И. Блохин оставил храму значительную сумму. На эти деньги было решено с западной стороны пристроить невысокую колокольню со шпилем. Недостающая сумма была пожертвована местным фабрикантом Ганешиным. Денег хватило еще и на обустройство второго придела во имя арх-ла Гавриила в трапезной. Освящение колокольни произошло 8 сентября 1852 года.

В XIX веке храм Воздвижения обнесли оградой из белого камня. Ее основание из гранита со стороны оврага было очень высоким и напоминало крепостное сооружение. В 1887 году местный купец И. С. Виноградов стал опасаться, что здание церкви, находящееся на краю оврага, с течением времени может начать сползать и рухнет. На собственные средства ктитор укрепил насыпь, построив каменную стену, удерживающую грунт.

На исходе XIX века была произведена последняя реконструкция здания. По проекту арх-ра Ф. Н. Кольбе с двух сторон от главного алтаря пристроили южный и северный придел. 24 октября 1895 года состоялось их освящение.

В царские времена большую часть прихожан составляли солдаты, прислуга царского двора и рабочие люди. Но в числе паствы были и семьи дворянского происхождения, например Долгорукие и Мусины-Пушкины. 25 мая 1901 года в храме проходило венчание писателя А. П. Чехова.

Читайте также  Дворец Правосудия в Риме

К 1918 году церковь Воздвижение Креста Господня благодаря попечительству купцов стала одним из богатейших храмов Москвы. После революции храм был варварски разграблен большевиками. Вандалы вывезли более четырехсот пудов древней утвари из серебра.

В 1930 году церковь закрыли, устроив в здании общежитие. Настоятель Николай Сарыевский был арестован и отправлен в лагерь. Дом притча и богадельня были снесены, колокольня и купола сломаны. Внутреннюю роспись стен закрасили побелкой. Когда она проступала, ее просто сбивали. К счастью, 70% рисунков уцелело.

В 1992 году храм вернули Московской Епархии. 8 апреля возле ограды церкви состоялся первый молебен. С ноября в южном приделе регулярно стали проводиться всенощные бдения. Реставрационные работы по восстановлению полуразрушенного здания продолжались 18 лет и закончились в конце 2000 года. Храм приобрел прежний облик благодаря сохранившемуся проекту арх-ра Ф. Н. Кольбе.

К храму на Чистом Вражке приписан домовый храм при центре хирургии. Два раза в неделю так проводятся божественные литургии.

Престолы

В церкви Воздвижения Креста Господня имеется три престола: центральный, северный и южный.

  • Центральный престол освящен так же, как и сам храм: в честь Воздвижения Креста Господня.

Название престола имеет тесную связь с историей Руси. В середине XVII века над православной верой возникла угроза. Для Церкви наступили смутные времена. Крест, пришедший к нам из Византии, стал символом московского православия.

  • Северный престол освящен в память о Божией Матери.

Престол получил свое название в память о чудотворной иконе «Всех скорбящих Радость», находящейся в Преображенском храме. О чудодейственной силе образа существует история, произошедшая в 1688 г. В Москве жила сестра патриарха Иоакима, болеющая страшным недугом. Во время утренней молитвы голос свыше посоветовал ей сходить к иконе «Всех скорбящих Радость». Она преклонилась пред чудодейственным образом и исцелилась.

  • Южный престол освящен в честь Собора Архангела Гавриила. Этот святой был направлен к Деве Марии, чтобы сообщить ей и всем христианам о непорочном зачатии.

Расписание богослужений

Время работы церкви: 8.00 — 20.00.

  • Каждый день в храме в 8.00 проводится исповедь, в 9.00 – литургия.
  • В воскресенье в 7.40 служится молебен.
  • В среду, субботу и воскресенье в 17.00 проводятся всенощные бдения.
  • Со вторника по пятницу проводятся службы в больничном храме.

Как добраться до Церкви Воздвижения Креста Господня

Доехать до храма можно на метро, ближайшие станции: «Парк культуры», «Смоленская», «Фрунзеская» и «Киевская». Удобнее всего будет выйти на станции «Киевская». От нее нужно пройти на другую сторону Москвы-реки по пешеходному мосту. Здание храма будет находиться с правой стороны. Также можно доехать на автобусах №64 и 132, остановка «Ул. Бурденко».

Церковь Воздвижения Креста Господня

Улица Воздвиженка. Открытка XIX в.

Церковь Воздвижения Креста Господня стояла напротив здания Военторга на одноименной улице – Воздвиженка, там, где сейчас находится подземный переход. До 1814 года она была соборным храмом Крестовоздвиженского монастыря, по которому была названа улица, после революции переименованная в улицу Коминтерна (по находящемуся на ней зданию, где Коминтерн работал в первые годы после революции), а потом в проспект Калинина – также по угловому зданию с Моховой, где находилась приемная «всесоюзного старосты».

По упразднении монастыря в 1814 году после нашествия Наполеона церковь стала обыкновенным московским приходским храмом.

История древней Крестовоздвиженской церкви овеяна множеством легенд.

Одна из них гласит, что в середине XV века на этом месте стоял дом любимца Василия Темного, князя Ховрина, чьи владения простирались от Старого Ваганькова (за Музеем изящных искусств) до Поварской и Арбата к Москве-реке. На его дворе стояла деревянная церковь. Потом на месте своего дома князь выстроил новую, каменную, и вскоре основал здесь монастырь и сам принял в нем иночество.

Когда в 1440 году казанский хан Махмед явился в Москву, схимник Крестовоздвиженского монастыря, вооружив монашескую братию, присоединился к начальнику московского войска князю Юрию Литовскому и неожиданно напал у Арбатских ворот на казанцев, грабивших город. Отбив у них плененных женщин, детей и граждан московских, он на том же месте окропил всех святой водой.

Летопись повествует о другой истории Крестовоздвиженской церкви: в 1540 году в Москву из Ржева принесли две чудотворные иконы – Богоматери и Воздвижения. Их встречали малолетний великий князь Иоанн (будущий царь Иван Грозный) с митрополитом за Неглинной, и на этом месте был поставлен памятный Крестовоздвиженский храм. Хотя в 1899 году здесь было найдено погребение 1538 года, и это может подтверждать версию о князе Ховрине.

Так или иначе, но церковь точно известна со времен Ивана Грозного. Тогда она была деревянной, и именно от нее вспыхнул страшный пожар 1547 года. За день до пожара к церкви пришел юродивый Василий Блаженный и «плакашеся неутешно» перед ней. Долго народ гадал, от какого горя плачет юродивый, а следующий день был в Москве такой пожар, в котором погибали каменные здания и плавилось железо.

В том же 1547 году был впервые упомянут в летописи и Крестовоздвиженский монастырь. Он тогда назывался монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, «что на Острове». Предполагают, что в той местности тогда находился небольшой лесок среди полей, и отсюда произошло такое старомосковское название. После пожара церковь отстроили в камне, и стояла она в этом монастыре.

В петровское время храм был перестроен из плинфы, как тогда называли кирпич, тогда же Воздвиженкой была названа Смоленская улица. Новую церковь возводили около 20 лет – работам помешал указ Петра о запрещении каменного строительства в Москве, когда все силы и средства должны были быть брошены в Петербург. Интересно, что храм возведенный, «иже под колоколы», был одним из самых последних в городе, построенных в традиции допетровского зодчества – в стиле московского барокко. Впрочем, другие исследователи называют стилем церкви южнорусское (в первую очередь украинское) деревянное зодчество. А в 1848 году арх. П.П.Буренин построил самостоятельную колокольню.

В 1812 году монастырь по одним сведениям, почти не пострадал, по другим – пострадал так, что из-за этого и был упразднен. Доподлинно известно то, что он был разграблен захватчиками. В нижней церкви они устроили конюшни, а в алтаре расставили походные кровати для французских солдат. В иконостас вбивали гвозди для сбруи, деревянные части храма вместе с иконами жгли вместо дров. В последних числах августа, накануне вступления Наполеона в Москву, монахи вывезли ризницу в Вологду, засыпали монастырские ворота землей, а имущество спрятали в подпол – там оно и было обнаружено французами.

В 1814 году соборную Крестовоздвиженскую церковь обратили в приходскую, а на территории бывшего монастыря построили дома для семейств церковнослужителей кремлевского Успенского собора, заселенные в 1820 году.

В Крестовоздвиженском храме были похоронены многие русские государственные деятели – канцлер и руководитель внешней политики России М.И.Воронцов, принимавший участие в дворцовом перевороте, который привел к власти Елизавету Петровну, и много сделавший для Ломоносова; московский генерал-губернатор В.Я.Левашов, занимавший этот пост в годы правления Елизаветы, боярин Стрешнев.

В истории Москвы Крестовоздвиженская церковь была знаменита тем, что в ней 6 июня 1856 года венчался М.Е.Салтыков-Щедрин с дочерью вятского вице-губернатора Елизаветой Аполлоновной Болдиной. Он познакомился со своей будущей невестой, когда той было около четырнадцати лет, во время ссылки в Вятке, куда был отправлен по высочайшей резолюции в 1848 году за «распространение революционных идей, потрясших Европу». Салтыков, как и Достоевский, посещал кружок петрашевцев, увлекался социалистическими идеями Фурье и Сен-Симона и попал в опалу за свои две ранние «неблагонамеренные» повести – «Противоречие» и «Запутанное дело».

Вскоре после знакомства с семейством Болдиных Салтыков договорился ждать совершеннолетия своей невесты. Он был так увлечен ею, что сам написал целый курс истории России для юной и весьма далекой от подобных интересов девушки, мечтавшей о балах, журфиксах, светской жизни, Петербурге. Потом она всю жизнь жалела, что ее муж «манкировал карьеру» и засел в кабинете писать «Мишелевы глупости» вместо того, чтобы стать министром. Малоизвестно, что именно Елизавета Аполлоновна придумала мужу знаменитый псевдоним: чиновнику было неудобно печатать литературные труды под своей фамилией, и она посоветовала ему взять псевдоним от слова «щедрый», поскольку молодой сатирик в своих сочинениях был щедр на сарказмы. А многолетняя работа над переписыванием набело рукописей мужа стоила ей в старости почти полной потери зрения.

Известно, что сразу же после смерти Николая I из ссылки ему помог выбраться генерал-адьютант П.П.Ланской, женатый на вдове Пушкина и вместе с ней приехавший в Вятку для создания там военных ополченских дружин осенью 1855 года. Его двоюродный брат, С.С.Ланской, ставший министром внутренних дел, служил тогда в Петербурге, и сама Наталья Николаевна написала родственнику ходатайственное письмо о Салтыкове. В ноябре тот доложил о Салтыкове Александру II, и государь разрешил ему «проживать и служить, где пожелает», и снять с него полицейский надзор.

Салтыков захотел вернуться в Петербург и по дороге из Вятки заехал в Тверскую губернию, к своей знаменитой матери – спросить у нее благословения на свадьбу. Его мать, ставшая прототипом сразу двух героинь крупнейших произведений Щедрина – Арины Петровны из романа «Господа Головлевы» и Анны Павловны Затрапезной из «Пошехонской старины», – оказалась резко против бракосочетания сына с юной «бесприданицей», урезала ему месячное содержание и отказалась приехать на свадьбу.

Венчание было назначено в Москве, проездом в Петербург – из-за столичной дороговизны и нехватки средств. Этот брак не был счастливым. Впоследствии из-за расхождения в образе жизни больной Щедрин последние годы прожил обособленно от семьи, денно и нощно в собственном кабинете, где он не только писал, но и принимал посетителей по редакционным вопросам, возглавляя журнал «Отечественные записки» – вплоть до их закрытия в 1884 году. Дверь в квартиру в знаменитом доме №62 (ныне 60) на Литейном проспекте не запиралась, и к нему мог беспрепятственно придти любой человек с улицы.

Видимо, семейный разрыв привел к тому, что после его смерти в этом доме не был создан мемориальный музей Салтыкова-Щедрина, хотя супруга пережила его на 21 год. Личные вещи писателя остались в основном у его дочери, которая после революции уехала за границу. В доме же на Литейном проспекте и сейчас находится обыкновенная питерская коммуналка, хотя у жильцов на стенах висят портреты Щедрина. «Он тут хозяин!» – с некоторым страхом говорят они.

Память о Щедрине, весьма чтимого советской властью, не спасла и московский храм от сноса в 1934 году – в отличие от храма Большого Вознесения у Никитских ворот, спасенного именно памятью о Пушкине.

Читайте также  Парк «Древний город»

Священника Крестовоздвиженской церкви арестовали и сослали в концлагерь, где он погиб, а на месте снесенного храма устроили шахту Метростроя. До зимы 1979 года на проспект Калинина выходили только бывшие монастырские ворота, также снесенные при строительстве подземного перехода. Сейчас там простая асфальтовая площадка.

Церковь Воздвижения Креста Господня

Церковь Воздви́жение Честно́го и Животворя́щего Креста́ Госпо́дня (Крестовоздвиженская церковь (храм, собор, монастырь)) — соборы и церкви освящённые в честь православного праздника Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Содержание

Россия

Москва

  • Крестовоздвиженская церковь (Московский Кремль) (1681)
  • Церковь Воздвижения Креста Господня в Преображенском (старообрядческая) (1811)
  • Церковь Воздвижения Креста Господня на Воздвиженке

Московская область

  • Церковь Воздвижения Креста Господня в Коломне (1837-1930-е гг, реставрирована в 1980-х гг)
  • Собор Воздвижения Животворящего Креста ГосподняУспенского Брусенского монастыря в Коломне (1855)
  • Храм Воздвижения Честнаго Креста в c. Давыдово
  • Крестовоздвиженская церковь в Серпухове

Нижний Новгород

  • Крестовоздвиженский женский монастырь (бывш. Зачатьевский) (XIV в.)
  • Крестовоздвиженский храм в селе Большое Окулово[1]

Екатеринбург

Другие регионы

  • Крестовоздвиженский соборБелогорского Николаевского мужского монастыряПермского края (1902)
  • Крестовоздвиженский соборВерхотурского Николаевского монастыряСвердловской области
  • Крестовоздвиженский соборОнежского Крестного монастыря[2]
  • Крестовоздвиженский соборСвято-Юрьева монастыря под Новгородом (1823)
  • Крестовоздвиженский собор в Калининграде (1930)
  • Крестовоздвиженский собор в ЛесосибирскеКрасноярского края
  • Крестовоздвиженский собор в Омске
  • Крестовоздвиженский собор в Петрозаводске
  • Крестовоздвиженский собор в Тутаеве, Ярославской области (1658)
  • Крестовоздвиженский собор в Санкт-Петербурге (XVIII)
  • Крестовоздвиженский Кылтовский женский монастырь в п. Кылтово Республика Коми (XIX в)
  • Крестовоздвиженский женский монастырь в КизляреДагестан
  • Крестовоздвиженский монастырь в СевскеБрянской области
  • Крестовоздвиженский храмНило-Столобенской пустыниТверской области[3]
  • Крестовоздвиженский храм Казанского Богородицкого монастыря (XIX в.)
  • Свято-Крестовоздвиженского храм в п. Новосёлово Красноярском крае (2005);
  • Церковь Воздвижения Креста Господня в с. Аннино Рязанской области;
  • Церковь Воздвижения Креста Господня (Антушково);
  • Крестовоздвиженский храм в Белгороде (1863);
  • Церковь Воздвижения Креста Господня в Берёзово, Рамонского районаВоронежской области;
  • Крестовоздвиженский храм в Ижевске;
  • Крестовоздвиженская церковь в Иркутске (1747-1758);
  • Крестовоздвиженский храм в Мантисаари в Карелии;
  • Крестовоздвиженская церковь в ПалехеИвановской области (1807);
  • Крестовоздвиженский храм Животворящего Креста Господня в с. СергаПермского края;
  • Крестовоздвиженская церковь в Приютном, Калмыкия;
  • Крестовоздвиженский корпус Толгского монастыря в Ярославле (1886);
  • Крестовоздвиженский храм в Уфе;
  • Крестовоздвиженская церковь в Элисте, Калмыкия.
  • Кресто-воздвиженский южный престол Храма Казанской иконы Божией Матери О́птиной пу́стыни в Калужской области (1811, восстановлен в 1996)

Украина

  • Крестовоздвиженская церковь на Подоле в Киеве.
  • Крестовоздвиженский храм в ДиёвкеДнепропетровска (1812)
  • Крестовоздвиженский храм в ГорнякеДонецкой области
  • Церковь Воздвижения Креста Господня в Каменец-Подольске (1799, деревянная)
  • Кресто-Воздвиженский храм в п. Лесная ДачаЛуганской области
  • Крестовоздвиженский женский монастырь в Полтаве
  • Крестовоздвиженский собор Крестовоздвиженского монастыря в Полтаве
  • Крестовоздвиженский кафедральный собор Ужгорода (униатская)
  • Свято-Кресто-Воздвиженский храм в п. Черкасская ЛозоваяХарьковской области (1-я пол. XVIII в)
  • Крестовоздвиженский храм в с. ЛиманХарьковской области
  • Церковь Воздвижения Креста Господня в Ливадии[4]

Молдова

  • Кресто-Воздвиженский (трапезный) храм Кицканского мужского монастыря под Тирасполем

Беларусь

  • Крестовоздвиженский костёл в с. Быстрице Гродненской области (1523)
  • Крестовоздвиженский собор Спасо-Ефросиниевского женского монастыря в ПолоцкеВитебской области (1897, арх. В. Ф. Коршиков)

Европа

  • Крестовоздвиженский собор в Женеве (1863, арх. Д. И. Гримм)
  • Крестовоздвиженский Иерусалимский Ставропигиальный женский монастырь
  • Крестовоздвиженский скит в горах Си-шань близ Пекина в Китае

Не действующие, не сохранившиеся

  • Крестовоздвиженский монастырь в Москве
  • Храм Воздвижения Креста ГосподняКрестовоздвиженского монастыря в Москве
  • Собор Воздвижения Честного Креста ГосподняНово-Алексеевского монастыря (с XIX в.) в Москве (1692)
  • Крестовоздвиженский храм Алексеевского стародевичьего монастыря в Москве (1692—1926)
  • Крестовоздвиженский храм при Ямских училищах в Москве (1886-в 1930 гг)
  • Храм Воздвижения Креста Господня (Армянская) в Москве (1779—1930)
  • Маровский Крестовоздвиженский мужской монастырь в п. Красные Мары (1642—1780, 1885—1927, восстанавливается с 2009 г.)
  • Крестовоздвиженский собор (зимний) в СоликамскеПермского края (1709—1929), с 2005 г. восстанавливается
  • Крестовоздвиженская церковь (1787—1933) в Туле
  • Храм Воздвижения Креста Господня в Элисте (XIX в.- 1939)
  • Крестовоздвиженский храм в Смоленске (2-я пол. XVIII в.)
  • Крестовоздвиженская церковь (1800—1930) в Муроме
  • Воздвиженская церковь — разрушена в 1930-е гг с. Архангел Владимирской области
  • Крестовоздвиженская церковь (одно из названий Мироносицкой, Тихвинской церкви в Харькове) (XVII-1841-1930)
  • Крестовоздвиженская церковь в Днепропетровске (1901 г. (арх. Ф. М. Вержбицкий)
  • Крестовоздвиженская церковь на Пересыпи в Одессе
  • Воздвиженская церковь при Казанском Императорском Университете
  • Воздвиженская церковь при 1-й Императорской гимназии в Казани
  • Крестовоздвиженский придел Успенской церквиАрхангельска (2-я пол. XVII в.- 1930), с 2000 г. восстанавливается

См. также

Примечания

  1. В советское время был разрушен. Восстановлен 2007 г.
  2. Ныне собор переосвящён, в храме сооружён небольшой иконостас. Регулярных богослужений в соборе не проводится. Монастырь ныне не действует
  3. В этой церкви проходили обряды крещения, не выполняющиеся в основных храмах монастырей
  4. Храм Воздвижения Животворящего Креста Господня

Список статей об одноимённых храмах.
Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, возможно, стоит уточнить ссылку так, чтобы она указывала на статью о конкретном объекте.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Царство
  • Чародей (значения)

Смотреть что такое «Церковь Воздвижения Креста Господня» в других словарях:

Церковь Воздвижения Креста Господня (Антушково) — Церковь Церковь Воздвижения Креста Господня Церковь Воздвижения Креста Господня Сошествия Креста[1] … Википедия

Церковь Воздвижения Креста Господня (Коломна) — У этого термина существуют и другие значения, см. Крестовоздвиженская церковь. Православный храм Церковь Воздвижения Креста Господня … Википедия

Церковь Воздвижения Креста Господня на Преображенском кладбище — Старообрядческая церковь Соборная старообрядческая церковь Воздвижения Честного Креста Господня … Википедия

Церковь Воздвижения Креста Господня (Березово) — памятник архитектуры (региональный) Православный храм … Википедия

ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ И В ЧЕСТЬ ИЕРУСАЛИМСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ — Собор в честь Вознесения Господня (1896), храм в честь Иерусалимской иконы Божией Матери (1873), келейный корпус (1871) в Крестовоздвиженском мон ре. Фотография. 2004 г. Собор в честь Вознесения Господня (1896), храм в честь Иерусалимской иконы… … Православная энциклопедия

Храм Воздвижения Креста Господня в Никольском единоверческом монастыре — Православный храм Храм Воздвижения Креста Господня в Никольском единоверческом монастыре … Википедия

Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве — Православный храм Храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве … Википедия

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке — Православный храм Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке … Википедия

Праздник Воздвижения Креста Господня по православному календарю — 27 (14 по старому стилю) сентября Русская православная церковь празднует Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня один из 12 главных, или двунадесятых, праздников православной церкви. Обретение Креста, на котором был распят Иисус… … Энциклопедия ньюсмейкеров

ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ — Екатеринбургский в честь Воздвижения Креста Господня мон рь. Фотография. 2007 г. Екатеринбургский в честь Воздвижения Креста Господня мон рь. Фотография. 2007 г. (Екатеринбургской и Верхотурской епархии), находится в г. Екатеринбурге. Основан… … Православная энциклопедия

Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом вражке Москва

Содержание:

Несколько столетий назад на высоком левом берегу Москвы-реки, недалеко от современной Плющихи, находился вражек, то есть овраг, именовавшийся Помётным. Свое название он получил неспроста — по соседству располагался Новоконюшенный государев двор, и навоз оттуда отправляли именно в этот овраг. Когда именно Помётный вражек решили очистить — неизвестно, скорее всего, это произошло примерно в середине XIX века, тогда же и появилось альтернативное название — Чистый.

Над этим оврагом и стоял первый на этом месте деревянный храм Воздвижения креста. Когда он обветшал, на его месте в 1640 году решили заложить новую каменную церковь, которая и сохранилась до нашего времени.

Строительство Храма Воздвижения на Чистом вражке

Строительство храма Воздвижения креста на Чистом вражке длилось восемнадцать лет, и в 1658 году, наконец, освятили главный престол.

Но прошло почти полвека, и храм перестал вмещать всех молящихся. В самом начале XVIII столетия его решили перестроить. Крестовоздвиженскую церковь на Вражке возводили в традициях тогдашнего посадского строительства — двухсветный четверик, полукруглая апсида с трапезной и приделом во имя иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость». Этот придел с отдельной главкой и крестом появился в 1708 году.

Прошло еще полвека, и с 1762 года началась капитальная перестройка храма. Решено было увеличить алтарь, трапезную и существовавший придел. Четверик надстроили восьмигранным барабаном, а само здание украсили декором. Вероятно, все это великолепие сильно пострадало в пожаре Москвы 1812 года, поскольку известно, что в 1813 году храм пришлось освящать заново.

Следующие обновление храма Воздвижения на Чистом вражке начались через 30 лет. К церкви пристроили невысокую колокольню со шпилем, а в трапезной организовали придел по имя архангела Гавриила. Их освятили в 1852 году.

Также в XIX веке церковную территорию обнесли белокаменной оградой с гранитным цоколем, который служил подпорной стеной крутого склона оврага. А в конце 80-х годов того же века построили упорную каменную стену, чтобы укрепить насыпь, на которой стоит храм.

Окончательно же внешний вид храма Воздвижения на вражке сформировался к концу XIX века, когда появились помещения с апсидами и когда храм начали снова расширять. Автором проекта стал достаточно известный архитектор Ф. Н. Кольбе. Тогда по обе стороны главного алтаря вновь появились северный и южный приделы. В 1895 году их освятили. Это тот облик храма, что мы можем видеть сегодня.

История храма Воздвижения на вражке

Храм Воздвижения Креста Господня на вражке до революции был одним из самых богатых в Москве. Здесь служили патриарх Тихон и митрополит Серафим (Чичагов). А среди прихожан было немало выдающихся личностей.

В стенах Крестовоздвиженского храма служили такие знаменитые владыки, как митрополит Филарет (Дроздов), митрополит Серафим (Чичагов), немало сделавший для прославления Серафима Саровского, Патриарх Московский и всея Руси Тихон.

Еще до революции церковь на Чистом Вражке была одной из богатейших в Москве. После революции ополчившаяся на Церковь новая власть начала изъятие ценностей из храмов. Известно, что в 1918 году из Воздвиженской церкви на вражке было вынесено более четырехсот пудов (!) серебряной утвари. Через три года из храма изъяли еще «8 золотников золота и 16 пудов 3 фунта серебра». Правда, саму церковь тогда не закрыли. Патриарх Тихон в июле 1921 года служил здесь Божественную литургию, а в январе 1924 года совершил всенощное бдение и литургию на утро следующего дня.

После закрытия

Храм закрыли в 1930 году. Барабан и главу сломали, над четвериком сделали надстройку. Здания, находившиеся на территории церкви снесли. От колокольни остался только нижний ярус. В помещении храма устроили общежитие.

С настенными росписями обошлись безжалостно: сначала их взялись закрашивать, но через некоторое время они стали проступать через побелку. И тогда стенопись стали попросту сбивать. Однако времени на это, судя по всему, не хватило, потому что большая часть фресок все же сохранилась. Потом общежитие съехало, а в бывшей церкви обосновался фурнитурный цех швейного объединения «Москва».

Читайте также  Где можно провести майские праздники в 2019 году — 10 идей

В общей сложности храм не действовал более шестидесяти лет. Однажды кто-то даже предложил снести его, однако от этого проекта, к счастью, отказались. Здание даже внесли в список объектов, предложенных к постановке на государственную охрану — мол, все-таки памятник XVII века.

Возвращение верующим

В начале 1992 года храм было решено вернуть Церкви. И в апреле у его ограды отслужили первый молебен. А потом начались восстановительные работы. За основу взяли проект архитектора Ф. Н. Кольбе. Стараниями благотворителей, прихожан и духовенства дело продвигалось достаточно быстро. И 5 ноября того же года в южном приделе храма уже стали совершаться регулярные всенощные бдения. В начале сентября следующего, 1993 года освятили престол в честь архангела Гавриила и отслужили Божественную литургию. К концу 2000 года реставрация была закончена.

Сейчас у храма, как и раньше, два придела. Первый посвящен Собору Архангела Гавриила, второй — иконе «Всех скорбящих Радость».

Архитектура Крестовоздвиженского храма на вражке в Москве

Облик Крестовоздвиженского храма на вражке в Москве со временем менялся. От первоначального двусветного четверика осталась нижняя часть, надстроенная в конце XVIII века крупным восьмериком с окнами. И уже сверху был водружен маленький восьмигранный барабанчик с главкой. Получилось очень «по-московски».

Такая архитектурная традиция берет начало от нарышкинского барокко, его нагромождением друг на друга четвериков и восьмериков. В процессе распространения стиля и неизбежного прагматичного упрощения число громоздящихся ярусов уменьшалось до необходимого минимума, — так родился иконографический тип, на добрых сто лет (вторая половина XVII — две трети XVIII века, а то и дольше) ставший «классикой жанра» для Москвы и ее окрестностей, дальних и ближних.

Ныне существующий облик Крестовоздвиженский храм получил почти веком позже, но все же. Барокко, оно и есть барокко, даже в конце XVIII века, когда выглядит это анахронизмом, «восьмерик на четверике» уже слишком архаичен для эпохи, когда в свои права вступил классицизм, когда на четверик уже вовсю ставили ротонду.

Внутри храма Воздвижения Креста на вражке

Внутри храм Воздвижения Креста на вражке выглядит весьма просторным, благодаря полностью раскрытым в основной внутренний объем обширным приделам и достаточно высоким, по сравнению с многими подобными храмами, сводам трапезной. Учитывая, что трапезная и приделы появились на сто — сто пятьдесят — двести лет позже самого храма, это точно не было изначальной задумкой зодчих. Однако шли годы, приход рос, и ему требовалось большее помещение. Увеличение происходило последовательно. Так, на снимках Найденова 1882 года мы видим храм без приделов, но с широкой трапезной; значит, в это время и интерьер его как бы распадался на две части: широкую, для прихожан, и узкую — собственно храм. Глухие восточные стены трапезной наверняка зрительно сильно ограничивали, замыкали внутреннее пространство. С появлением двух приделов эти ограничения были сняты.

Интересно, что внутри для неискушенного зрителя храм кажется четырехстолпным. Действительно, вроде бы своды покоятся на четырех несущих столпах, расположенных в центре помещения. Однако, если присмотреться, становится ясно, что «четырехстолпность» — не более чем иллюзия; центр симметрии здания не является его конструктивным центром.

И в самом деле, столпы установлены не внутри основного четверика, а сбоку от него, так, что восточная пара столпов представляет собой несущую опору западной стены основного объема. От нее и перекинуты своды на восточную несущую стену четверика. Такая же конструкция и в трапезной:западная пара столпов — несущая для ее восточной оконечности, своды перекинуты на западную стену, к притвору. Пространство между столпами — это просто небольшой объем между храмом и трапезной, конструктивно, кстати, снаружи никак не выделяемый. Притвор располагается под колокольней и представляет собой обособленное помещение.

Изнутри стены окрашены в спокойные, приятные глазу пастельные тона. В простенках и на сводах — гризайль, в плафонах — большие живописные изображения на библейские темы. Иконостасы главного храма и приделов выполнены в одной стилистике — темного дерева, невысокие, украшенные достаточно сдержанной резьбой. Центральный иконостас — в четыре яруса, придельные пониже, трехъярусные.

Церковь Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке (Москва)

Церковь Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке

Православная Церковь Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке (Москва) – старинный действующий храм в столице России. Расположена по адресу: 1-й Тружеников переулок, 8, строение 3 (ближайшие станции метро – Киевская, Смоленская, Парк Культуры).

Другие названия

Церковь Воздвижения Честного Креста Господня, что на Пометном вражке; Церковь Воздвижения Честного Креста Господня, что на Чистом вражке; Крестовоздвиженская церковь; Воздвиженская церковь.

Дата основания

Дата постройки существующего здания храма

Середина XVII века.

Архитекторы

  • Автор проекта первоначального здания храма, к сожалению, неизвестен.
  • 1894: Кольбе Ф.Н. (придел(ы)).
  • 2000-е: Митрофанов В.П. – интерьеры, внутренний/внешний декор (иконостас).
  • 2000-е: Митрофанова Л.Н. – интерьеры, внутренний/внешний декор (иконостас).
  • 2001-2012: Мясников И. – интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи).

Историческое исповедание

Конфессиональная принадлежность

Русская Православная Церковь, Московский Патриархат.

О названии местности, где расположен храм

Несколько столетий назад на высоком левом берегу Москвы-реки, недалеко от современной Плющихи, находился вражек. Слово «Вражек» – означает «овраг». В то время овраг именовали Помётным, поскольку сюда свозили навоз с располагавшегося неподалёку Новоконюшенного государева двора.
Примерно с середины XIX века, когда этот Помётный вражек очистили, за ним закрепилось альтернативное название — Чистый. Так, местность получила двойное наименование.

Время основания храма

По устоявшейся версии первоначально храм на этом месте основали в 1640 году. Заложили его в начале глубокого оврага, прорезающего верхнюю террасу левого берега Москвы-реки. Строили его долго – 18 лет. Лишь в 1658 году освятили главный престол. Каменную церковь во имя Воздвижения Креста Господня на месте предыдущей деревянной строили с 1701 по 1708 годы. Сооружение каменного храма связано с именем стольника Василия Шереметева. Освятили новую Церковь в сентябре 1708 года.

Достройки и перестройки храма

В последующие годы церковь неоднократно достраивали и перестраивали. С годами менялся его архитектурный облик. Между 1761 и 1782 годом храм снова почти полностью перестроили. Увеличили алтарь, трапезную, придел во имя иконы Божией Матери. В 1798 здание получило новое декоративное оформление. Четверик храма надстроили крупным восьмигранным световым барабаном (не сохранился). После нашествия французской армии и великого Московского пожара 1812 года храм снова восстановили. Вновь его освятили в 1813 году. Придел во имя Архангела Гавриила и колокольню храма возвели в середине XIX века на средства Г.М.Блохина и на пожертвования фабриканта Ганешина. Алтари приделов обновили в 1894—1895 годах по проекту архитектора Фёдора Кольбе.

Завершение архитектурного оформления

Окончательное формирование архитектурной композиции Церкви завершили в 1894 — 1895 гг. Тогда, к приделам пристроили помещения с полукруглыми в плане апсидами. По проекту архитектора Ф.Н.Кольбе в 1894 году храм снова расширили. Северный и южный приделы вновь построили по обе стороны от главного алтаря. Их освятили 24 октября 1895 года. В таком виде храм сохранился до наших дней.

Храм и известные личности

История храма связана со многими известными именами.
Так, в число прихожан входил ряд представителей знаменитых дворянских фамилий. В их числе — верно служившие России на военном и государственном поприще Мусины-Пушкины, Шереметьевы, Долгорукие. К примеру, в 1740 году Платона Ивановича Мусина-Пушкина за попытку покончить с «бироновщиной» — антиправославным, гибельным режимом, лишили чинов и графского достоинства. После чего вырезали язык и сослали в Соловецкий монастырь. Один из его потомков, Алексей Иванович Мусин-Пушкин, известный археолог и член Российской Академии, обессмертил свое имя тем, что открыл «Слово о полку Игореве».
Прихожанином храма до последних дней своей жизни был известный поэт князь Иван Михайлович Долгоруков, друг Василия Львовича Пушкина. Именно ему, ревнителю славы Российской, губернатору во Владимире, удалось обнаружить могилу освободителя Москвы князя Дмитрия Михайловича Пожарского…
История храма связана с именем такого духовного светоча как митрополит Московский Филарет (Дроздов).
Здесь венчался великий русский писатель А.П.Чехов, мучительно искавший пути воссоединения российского интеллигента с Богом.

Служившие в храме известные Святители и исповедники

История храма связана и с именем Святителя и исповедника Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. В нелёгкий период своего первосвятительского служения в 1921 и 1924 гг. он дважды служил Божественную Литургию и совершил Всенощное бдение в этом святом храме. Служил здесь и митрополит Серафим (Чичагов), много сделавший для прославления преподобного Серафима Саровского. (Владыку Серафима вместе с другими невинными жертвами террора расстреляли в декабре 1937 года на Бутовском полигоне).

После революционных событий 1917 года

Не обошли стороной храм и времена богоборчества и гонений на церковь, наступившие после революционных событий 1917 года. Уже в 1918 году произошло первое ограбление храма, ставшего к тому времени стараниями купечества одним из богатейших в Москве. Светские власти изъяли и вывезли из древнего храма более 400 пудов серебряной утвари. Но, несмотря на усилия властей, церковь продолжала свое служение. Тем не менее, в 1931 году храм, как большинство других церковных святынь, закрыли. Главы и колокольни снесли до первого яруса. К зданию приделали пристройку. А внутри обустроили жилые помещения. Позже здесь открыли фурнитурный цех производственного швейного объединения «Москва».

Возвращение Церкви верующим

Вернули храм верующим лишь после 1992 года. После чего возобновили богослужения и началось его возрождение. Стараниями членов общины и прихожан началось восстановление поруганной святыни. К концу 2000 года храм вновь принял прежний архитектурный облик. В настоящее время храм живёт полноценной церковной жизнью.

В наши дни

Ныне Церковь представляет собой каменный храм с несколькими престолами. А именно:

  • Воздвижения Честного Креста Господня,
  • Собора Гавриила Архангела,
  • Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость.

Статус

Сегодня Церковь является объектом культурного наследия и подлежит государственной охране.

Упомянутая Церковь Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке:

Другой интересный старинный храм

Буквально в 420-ти метрах от указанной Церкви Воздвижения по направлению на юг расположен ещё один интересный храм. Это – Церковь Михаила Архангела на Девичьем Поле (Москва).

Справка

Большой интерес представляет также первоначальная публикация — Храм Христа Спасителя – Часть-1 (Москва) , самая первая об этом главном храме Москвы.

Знакомства с авторскими публикациями в данном блоге желательно начинать с начальных публикаций. В частности, — с публикации, в которой упомянуты общепризнанные Основные Религии и Конфессии в Российской Федерации .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: