Собор Сан-Стефано в Болонье, описание, точный адрес - МИР НА ЛАДОНИ

Собор Сан-Стефано в Болонье, описание, точный адрес

Базилика Санто-Стефано – семь церквей в Болонье

Базилика Санто-Стефано (Basilica di Santo Stefano) представляет собой не отдельно стоящее здание, а целый комплекс христианских строений. Многие называют это место «Семь церквей» («Sette Chiese») и признают самым оригинальным в Болонье (Bologna). Нередко в отношении собора можно услышать «Святой Иерусалим» («Santa Gerusalemme»).

История строительства

О происхождении комплекса семи церквей по сей день ведутся горячие споры, потому что постройки берут начало ещё с античных времён. По утверждениям историков, ранее на территории собора располагался храм Изиды. В IV столетии христиане возвели церковь в честь мучеников Виталия и Агриколы, которая в целом сохранила первозданный вид до наших дней. В 393 году из Милана (Milano) в неё привезли останки титульных святых.

Как гласит предание, начало строительству собора Санто-Стефано положил святой Петроний, который в V веке носил сан епископа. На месте языческого храма тогда располагалось христианское кладбище, неподалёку от которого он принял решение заложить новую церковь, в точности воспроизводящую Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Петроний также возвёл Мартириум, который соединялся с Храмом двойным портиком, благодаря чему внутри образовался дворик, позднее названный в честь Пилата (Cortile di Pilato).

В 450 году умирает основатель комплекса, и эта дата чудесным образом совпадает с концом Западной империи. В стремительном течении событий о соборе Санто-Стефано на долгое время забывают, строительство прекращается до первой половины VIII века.

  • Советую почитать про базилику святого Петрония (La Basilica di San Petronio)

В эпоху правления лангобардов возведение собора возобновляется, и в данный период он считается одним из главных религиозных центров. В этом же временном промежутке строится церковь Распятия Господня, а во дворике устанавливается чаша Пилата, которая служит очередным подражанием Иерусалиму. Во второй половине VIII столетия принимается решение перестроить Мартириум и церковь святых Виталия и Агриколы, однако изменения были незначительные.

В Х веке комплекс перешёл в руки бенедиктинцев, которые на протяжении XI-XII столетий провели здесь массу перестроек. В тот период им пришлось потратить много сил, чтобы восстановить Санто-Стефано после набегов диких венгров. Бенедиктинцы старались подробно воспроизвести облик разрушенного собора, но этому препятствовал тот факт, что иерусалимская святыня, которая бралась за основу, серьёзно пострадала при безумном халифе Хакиме и впоследствии был возведён повторно. В процессе строительства использовался новый проект, а бенедиктинцы отказались от мысли восстанавливать Санто-Стефано на другой манер. К сожалению, практически никто уже не помнил, как выглядел прежний собор, поэтому последующее преображение достопримечательности велось по наитию архитекторов.

Последующие реставрационные работы проводились только в XIX веке, в результате которых, с точки зрения современных учёных, собор стал несколько хуже. Они видели причину в том, что мастера руководствовались новым иерусалимским Храмом, а не расположенной на том же месте ранее константиновской базиликой. Однако многие жители города и туристы, несведущие в науке, не единожды восхищались фасадами зданий, а некоторые люди, увидев впервые Санто-Стефано, мечтают к нему вернуться.

Церковь Распятия Господня

Церковь Распятия Господня (Chiesa del Crocifisso), которую также называют церковью Иоанна Крестителя, возведена в VIII столетии, отличительной чертой является романский стиль. Она строилась наравне с нефом и пресбитерием (Залом Пилата), находящимся чуть выше крипты.

В нефе с левой стороны располагается изображение Богоматери XVIII века, где Дева Мария склонилась, скорбя о мёртвом Сыне («Мадонна делла Неве» («Madonna della Neve»), автор – Анджело Габриелло Пио (Angelo Gabriello Piò)). Зал Пилата реконструировали в XVII веке, туда ведёт изящная лестница, которая пережила последнюю реставрацию в 1958 году.

В центре пресбитерия, строительство которого окончилось в XVII веке, установлено Распятие работы мастера Симоне дей Крочифисси (Simone dei Crocifissi). На стенах висят фрески, сохранившиеся с XV века, изображающие сюжеты жития святого Стефана.

Ниже пресбитерия располагается крипта, разделённая на 5 нефов с разного вида колоннами. Как гласит предание, одна из них имеет высоту, равную росту Иисуса – примерно 1,7 метра, весьма внушительную для тех времён. На небольшом алтаре находятся урны с мощами мучеников Виталия и Агриколы. Рядом под штукатуркой можно разглядеть их изображения XVI века.

Церковь Гроба Господня

Церковь Гроба Господня (La basilica del Sepolcro) построена в V веке, имеет основание в форме восьмиугольника и огромный купол, удерживающий двенадцать колонн.

Семь из них выполнено из мрамора, а остальные сделаны из кирпича. Для изготовления одной из колонн, символизирующей столп, на котором истязали Христа, использовался чёрный мрамор. Это строение считается древнейшим в Санто-Стефано.

В церкви Гроба Господня имеется источник питьевой воды, символизирующий святую воду в реке Иордан. Археологи уверены, что он существовал ещё во времена прежнего храма, поскольку этого требовал культ богини Египта. Когда-то на стенах висели фрески XIII века, но в процессе реставрации в XIX столетии их перенесли в музей собора и заменили картинами эпохи барокко.

В старые времена рано утром перед Пасхой к Гробу Господню приходили проститутки и возносили молитвы к Марии Магдалине, но об их содержании предпочитали не распространяться. Существовал и иной обычай – беременные женщины совершали 33 обхода вокруг гробницы Господней, эта цифра символизировала годы жизни Иисуса Христа.

Базилика святых Витале и Агрикола

Внешний и внутренний облик базилики святых Витале и Агрикола (Basilica dei protomartiri San Vitale e Sant’Agricola) выглядит минималистически. Строение возведено в память о мучениках Витале и Агриколе, которые подверглись притеснениям императора Диоклетиана в 305 году.

В XV веке в церкви обнаружили гробницу с надписью «Симон», и вскоре разошёлся слух, будто это могила Симона Петра. Никаких подтверждений информация не имела, но к базилике очень быстро начало приходить множество паломников. Евгений IV, Папа Римский, был крайне возмущён подобными событиями, поэтому приказал засыпать церковь землёй, и в последующие 70 лет к ней не прикасались. Позднее архиепископ Джулиано делла Ровере (Giuliano della Rovere) заступился за базилику, и вскоре провели работы по восстановлению и повторному открытию для богослужений.

Внутри имеются любопытные находки, например, остатки мозаичного пола под стеклом, средневековые саркофаги, принадлежащие, как полагают историки, Витале и Агриколе, а также крест, на котором был распят святой Агрикола. Впоследствии было выяснено, что он относится к более позднему периоду.

Главный алтарь, созданный на основе языческого, расположен около задней стены церкви, чтобы священнослужитель во время совершения обрядов смотрел на восток, как и все присутствующие.

Дворик Пилата

Как гласит легенда, именно в этом дворе был осуждён Спаситель.

В северной и южной части расположены портики, выполненные в романском стиле. По центру можно увидеть бассейн из известняка, созданный в 737-744 годах, который опирается на постамент XVI века.

Дворик соединяет церковь Святой Троицы и другие здания Санто-Стефано.

Церковь Святой Троицы

Церковь Святой Троицы (Chiesa della Trinità) имеет второе название – церковь Святого Креста или Голгофы (Calvario), изначально предполагалось возвести базилику с пятью нефами и апсидой перед двориком Пилата.

Петроний хотел, чтобы фасад здания был обращён на восток, но из-за отсутствия необходимой суммы постройку пришлось временно приостановить. Когда строительными работами занялись лангобарды, церковь превратилась в баптистерий.

Последняя реставрация проведена в XIX веке, в ходе которой часть замыслов святого Петрония была выполнена – сейчас здание поделено на 5 нефов, фасад выходит во дворик, а апсида обращена на восток. Церковь возводилась в неороманском стиле.

Интерес вызывает деревянный вертеп из человеческих фигур «Поклонение волхвов», находящийся в небольшой часовне справа. Он был вырезан из вяза, предположительно в последние годы XIII века, установить автора пока не удалось, несколько раз подвергался реставрации.

В церкви имеются фрески, на одной из которых можно увидеть изображение беременной Девы Марии, нежно поглаживающей свой живот, и скульптуры XIV века.

Средневековый монастырь

Монастырь поделён на два этажа: на нижнем имеются портики и арочные проёмы, датируется X веком, а на верхнем расположена традиционная романская колоннада, предположительно работы Пьетро д ‘Альберико XII столетия. На некоторых колоннах можно рассмотреть любопытные фигуры: на одной представлен обнажённый человек, придавленный огромным камнем, а на второй — голова, повёрнутая на 180 градусов.

На портиках можно рассмотреть таблички с указанием имён болонцев, пострадавших во времена Первой мировой войны.

Музей Санто-Стефано

В музее Санто-Стефано можно найти не только религиозные экспонаты, но и произведения искусства. Особенно стоит обратить внимание на рельефную мозаику, изображающую Спасителя рядом со святыми Витале и Агриколой, и на фреску XIII века, где представлена сцена убийства школьников (небольшая часть из цикла купола Гроба Господня).

Читайте также  Королевский дворец в Генуе, фото, описание

Время работы

Прогуляться по комплексу можно бесплатно в любой день недели с 9:00 до 12:30 и с 14:30 до 19:00.

Как добраться

Комплекс Санто-Стефано располагается по адресу: Via Santo Stefano, 24, Кальдерара-ди-Рено. Также это место называют площадью Санто-Стефано (Piazza Santo Stefano).

От вокзала Bologna Centale потребуется пройти 455 метров до станции Autostazione, сесть на автобус 27 и доехать до остановки Rizzoli. Стоимость проезда 1,30 евро. С Rizzoli будет виден дворец Энцо, от которого нужно пройти 272 метра до базилики.

Собор Сан-Стефано в Болонье, описание, точный адрес

Описание Храма архидиакона Стефана в г. Болонья

Базилика является уникальной и единственной в мире по своему значению. Шесть церквей соединены в единый монастырский комплекс. История их возведения растянулась на девятнадцать столетий.

Епископ Петроний организовал христианский монастырь на месте языческого храма египетской богине Изиде. Отсюда началась история знаменитой базилики. Когда арабы завоевали земли Средиземного моря и закрыли проход в Иерусалим, христиане стали строить монастыри, куда верующие могли бы беспрепятственно совершать святые паломничества. Сохранились такие святые места в Италии в городах Бриндези и Пизе, в Эфиопии — Славная Лалибелла. Между ними одним из самых важных является святой болонезский Иерусалим, который позднее получил название святого первомученика Стефана. С VIII века монастырь стал принадлежать монахам-бенедитинцам, которые до настоящего времени хранят его историю.

Состоит монастырский комплекс святого Стефана из следующих церквей:

1. Храма Креста Господня
2. Крипты
3. Храма Воскресения Христова
4. Храма святых мучеников Виталия и Агриколы
5. Храма святых мучеников
6. Церкви Пресвятой Богородицы

Вход в Базилику начинается с Храма Креста Господня /Chiesa del Crocifisso/. Храм был возведен в 14 веке и сохранил в себе все черты сурового средневековья: просторный зал с узкими окошками и с нависающим древним деревянным сводом. В глубине открывается взору высокая лестница, ведущая к алтарю храма. Лестница как бы является прототипом той, по которой Иисус Христос шел на суд к Пилату и оригинал которой находится в Риме — Scala Santa. Над лестницей нависает Крест с распятым Христом, произведение художника Simone de Crocifissi (1380г.). Возникает ощущения присутствия на Голгофе. Наверху в глубине алтарь из желтого мрамора, привезенного из Вероны и фреска, изображающая Распятие Христа художника Микеле из Модены /Michele da Modena/

Спустившись по одной из маленьких лесенок вниз мы попадаем в маленькое темное помещение, разделенное на пять нефов круглыми колоннами с капителями. Это крипта — образец протороманской архитектуры, устроенная аббатом Мартином. Одна из колонн была привезена в Болонью из Иерусалима и высота ее представляет рост Иисуса Христа. В глубине крипты на красивом мраморном алтаре водружена рака святых мучеников — Виталия и Агриколы. По двум сторонам алтаря — фрески, изображающие сцены истязания этих святых мучеников за Христа. Мощи святых мучеников Виталия и Агриколы были перенесены 4 ноября 2004 годв в кафедральный собор города.

Вернувшись обратно в Храм Креста Господня мы должны повернуть направо и сразу оказываемся в церкви Воскресения Воскресения Христова /Basilica del Sepolcro/. Этот Храм называют «древним сердцем христианской Болоньи». Изображенный в храме, гроб Господень является самым старейшим в мире. После своей смерти, здесь был захоронен епископ Петроний (450 г.), но затем его мощи были перенесены в собор, названный его именем, так как никто не может быть погребен в этом месте.

Пройдя через Храм Воскресения Господня, мы оказываемся в церкви святых мучеников Виталия и Агриколы /Basilica dei santi Vitale e Agricola/. Это самая старейшая из всех церквей в монастыре святого первомученика Стефана. На этом месте и находилось капище языческой богине, на месте которого возник христианский храм.

На месте алтаря возвышается саркофаг святого Агриколы. С правой стороны у стены стоит крест, напоминающий верующим о распятии Спасителя и о мученической смерти на кресте святого Агриколы.

О святых болонезских мучениках известно следующее: Виталий был слугой Агриколы. Оба были христианами и пострадали во времена Диоклетиана (304 г.). На теле Виталия мучители не могли найти ни одного живого места, чтобы продолжать истязания. Его господин Агрикола был распят на кресте. Их мощи были обретены миланским епископом Амвросием в 393 году — борцом против арианской ереси и большим защитником единой Церкви.

От церкви Воскресения Христова открывается выход на двор Пилата /Cortile di Pilato/, названный так в воспоминание о евангелическом Litostrotos — место, где Пилат судил Иисуса Христа и умыл руки в знак своей непричастности к казни. Во дворе стоит мраморная водосвятная чаша (730 -740 гг), указывающая на Таинство Крещения. Под портиками расположены захоронения и капеллы. Одно из захоронений принадлежит святой Иулиане — богатой вдове, которая пожертвовала много средств на строительство монастыря святого Стефана, а также на церковь, построенную во Флоренции.

Из двора Пилата мы попадаем в Храм святых мучеников /Chiesa del Martyrium/. Строительство этой церкви относится ко временам императора Константина. Она включает в себя пять капелл, где в настоящее время представлены работы современных творцов христианского искусства. Среди них знаменитая работа скульптора Луиджи Маттеи /Luigi Mattei/, изображающая Христа, после снятия с Креста.

Монастырский дворик /Il Chiostro/ следующий после дворика Пилата. Он исполнен в чисто романском стиле и аркады двойных колонн окружают его по периметру. В центре возвышается каменный колодец. Сюда не проникают городские шумы и кажется, что время замерло, остановилось.

Из монастырского дворика можно войти в лавку, где продают сувениры, открытки, рукописные иконы, даже лекарства и лечебную косметику, приготовленную по старинным монастырским рецептам. А из лавки открыт вход в музей (открыт 12 декабря 1999 года) посещение которого не по билетам, а по пожертвованию. Музей хранит древние иконы и предметы церковного обихода. Но главная цель посещения музея — это Церковь Пресвятой Богородицы /Chiesa della Benda della Madonna/, которая прилегает к комнатам музея. Самая важная реликвия этой церкви — Святая Святых (Sancta Santorium), где хранятся древние реликвии болонезского Иерусалима. Среди них узкая полоска из ткани — Бенда, которую носила Пресвятая Богородица. Еврейские женщины носили бенду (узкую полоску белой ткани) на голове под покрывалом. Она обрамляла голову от лба до затылка.

Среди многочасленных частичек мощей, сокрытых в ценных реликвариях, здесь находится часть мощей святой великомученицы Екатерины Александрийской.

Санто-Стефано

В историческом районе города Болонья расположен монастырский комплекс Святого Стефана или Санто-Стефано. Одна из легенд рассказывает, что комплекс был построен по задумке епископа Петрония, а прообразом послужил Храм Гроба Господня, расположенный в Иерусалиме. Согласно проведенным исследованиям комплекс возведен на месте древнего храма Изиды.

Семь святынь

Монастырский комплекс состоит из 7 церквей: церковь Распятия или Иоанна Крестителя дотируется 8 веком, построенная в 5 веке и перестроенная в 12 веке церковь Гроба Господня стала местом захоронения Святого Петрония. В том же 5 веке была возведена и церковь Святых Виталия и Агриколы, после этого она еще дважды перестраивалась в 8 и 11 веках.

Однако последние неудачные реконструкции значительно сократили количество церквей, и сегодня, мы можем видеть лишь четыре из семи. Четвертая, сохранившаяся церковь — церковь Мартириум, также она известна как церковь Святой Троицы. В течение 9-10 века монастырский комплекс приходил в упадок. Но, в 11 веке он перешел во владения бенедиктинцев, которые тщательно его восстанавливали и поддерживали вплоть до 13 века.

Во дворе Пилата

Весь архитектурный облик комплекса до сих пор сохранил черты романского стиля, который был придан сооружениям многочисленными восстановительными работами. Фасады трех церквей выходят на площадь. За церковью Гроба Господня есть внутренний дворик, называемый Дворик Пилата, он ведет к церкви Святой Троицы.

Церковь Распятия Господня была возведена лангобардами в 8 веке, но позднее перестраивалась. На сегодняшний день самые старые из сохранившихся ее частей — крипта и стены в романском стиле. Ее алтарная часть, куда ведет лестница, возвышается над криптой, которую делят колонны на пять нефов. В самой крипте хранится священная урна с останками Агриколы и Виталия.

В интерьере церкви можно видеть прекрасную скульптурную композицию «Оплакивание Христа». Великолепно сохранившаяся работа Симоне деи Крочифисси «Распятие», которая относится к 14 веку, а также «Мученичество святого Стефана». На стенах крипты также сохранилась фреска, изображающая Святых Агриколу и Виталия.

Мученики Болоньи

Одна из первых церквей Болоньи — церковь Виталия и Агриколы датируется 5 веком. Спустя 300 лет после ее постройки было проведено обновление, где использовались материалы римской эпохи — мозаичный пол и ионические колонны. В 11 веке были проведены очередные реставрационные работы, которые придали зданию романские черты.

Читайте также  Как добраться из Рима на море

Величественный храм Гроба Господня был построен в 11-12 веках. Его 12 кирпичных и мраморных колонн отделяют центральную часть церкви, создавая внутреннюю часовню, в которой до 2000 года хранились мощи Святого Петрония. На сегодняшний день мощи Святого перенесены в базилику Петрония. В храме находится источник, который является символом священных вод Иордана. Потолок, как и стены церкви, были украшены фресками 13 века, однако некоторые были безвозвратно утеряны во время реставрационных работ.

Во Дворе Пилата установлен «Умывальник Пилата». На одной из колонн арочной галереи, окружающей двор, установлено каменное изображение петуха, которое напоминает евангельский рассказ о раскаянии Петра и отречении. От всего комплекса веет иерусалимскими символами, здесь все связано с библейскими сказаниями. Даже расстояние от Дворика Пилата до храма Святого Иоанна повторяет путь от Синедриона до Голгофы. В монастырском музее хранится обширная коллекция различных предметов культа, а также произведений искусства.

Информация для посетителей

Адрес: Via Santo Stefano 24, 40125 Болонья, Италия.

Режим работы: ежедневно 9:15 — 19:15 (в зимнее время — 9:15 — 18:00).

Внимание! Во время богослужений туристический визит может быть ограничен или приостановлен. График работы может быть изменен в праздничные дни.

Телефон для справок: +39 051 6480611.

А продолжить изучать искусство можно в Национальной пинакотеке Болоньи, где множество шедевров также выполнены на религиозную тематику.

Русская Православная Церковь в Италии

Администрация приходов — Московский Патриархат

Болонья

Болонья – древний итальянский город. Христиане Болоньи чтят память святых мучеников Виталия и Агриколы, святого мученика Прокла, а также епископа Петрония, считающегося духовным покровителем города.

Управлять епископской кафедрой в Болонье святой Петроний начал в 432 г., после смерти епископа Феликса, и оставался епископом в этом городе до своей кончины в 450 г. Он восстановил город, который был разрушен императором Феодосием I за то, что болонезцы убили его ставленника. Святитель организовал в здесь крепкую христианскую общину. Епископ Петроний отличался чистотой жизни и монашеским воздержанием. В его управление церковью был построен болонезский Иерусалим – монастырь, носящий имя святого первомученика Стефана. Известно, что святитель Петроний не стал восстанавливать разрушенные крепостные стены Болоньи, сказав, что между верующими христианами не должно быть стен. После своей кончины епископ Болоньи был погребен в церкви святого Стефана, но затем его останки были перенесены в собор его имени, строительство которого началось 7 июня 1390 г.

Собор святого Петрония – Basilica di San Petronio

Piazza Maggiore. Открыт: 09.00-12.30, 15.30-18.00

Basilica di San Petronio

Собор святого Петрония стоит в самом сердце города, на центральной площади Маджоре. Главная реликвия собора – мощи святителя Петрония – покровителя Болоньи. Католическая церковь отмечает память этого святого 4 октября. Святые мощи святителя находятся во второй капелле слева от главного входа. Собор святого Петрония пережил много событий, самое известное из которых – коронация императора Карла V. Собор хранит много святынь, в числе которых часть древа Креста Господня, останки младенцев, убиенных Иродом, части мощей святого Космы бессребреника, святителя Льва, папы Римского, святого великомученика Евстафия Плакиды, святой мученицы Агнии, святого апостола и евангелиста Матфея, святого мученика Лаврентия архидиакона, святого великомученика Пантелеимона. Эти святыни хранятся в богатых реликвариях, украшенных золотом и серебром. Реликварии находятся в ризнице собора и выставляются для поклонения в дни памяти святых.

Базилика Святого Стефана – Basilica di Santo Stefano

Piazza Santo Stefano. Открыта: 08.00-12.30, 15.30-18.00

Базилика Святого Стефана – Basilica di Santo Stefano

Базилика является уникальной по параметрам и особой по своему значению. Шесть церквей соединены в единый монастырский комплекс. История их возведения растянулась на девятнадцать столетий. Епископ Петроний в IV в. организовал христианский монастырь на месте языческого храма египетской богини Изиды. Отсюда началась история знаменитой базилики. Когда арабы завоевали земли Средиземного моря и закрыли проход в Иерусалим, христиане стали строить монастыри, куда верующие могли бы беспрепятственно совершать паломничества. Таким «духовным Иерусалимом» для европейских паломников стал этот монастырский комплекс, позднее получивший имя в честь святого первомученика и архидиакона Стефана. С VIII в. монастырь стал принадлежать монахам-бенедитинцам, которые до настоящего времени хранят его историю.

Состоит монастырский комплекс святого Стефана из следующих церквей: 1. Храм Креста Господня; 2. Крипта; 3. Храм Гроба Господня; 4. Храм святых мучеников Виталия и Агриколы; 5. Храм святых мучеников; 6. Церковь Пресвятой Богородицы.

Вход в Базилику начинается с Храма Креста Господня, который был возведен в XIV в. и сохранил в себе все черты сурового Средневековья. В глубине зала открывается взору высокая лестница, ведущая к алтарю. Лестница эта как бы является образом той, по которой Христос восходил на суд к Пилату. Над лестницей нависает Крест с распятым Христом, произведение художника Simone de Crocifissi (1380г.). Спустившись по одной из маленьких лесенок вниз паломник попадает в маленькое темное помещение, разделенное на пять нефов. Это крипта – образец протороманской архитектуры. В глубине крипты на мраморном алтаре водружена рака святых мучеников Виталия и Агриколы. По двум сторонам алтаря – фрески, изображающие сцены истязания этих святых мучеников за Христа. Мощи святых мучеников Виталия и Агриколы в 2004 г. были перенесены в кафедральный собор города. Вернувшись обратно в Храм Креста Господня паломник должен повернуть направо, чтобы оказаться в церкви Гроба Господня. Этот храм называют «древним сердцем христианской Болоньи». После своей кончины здесь был погребен епископ Петроний (450 г.), но затем его мощи были перенесены в собор, названный его именем. Пройдя через храм Гроба Господня, паломник оказывается в церкви святых мучеников Виталия и Агриколы. Это самая старейшая из всех церквей в монастыре святого Стефана. На этом месте когда-то и находилось языческое капище, на котором возник христианский храм. На месте алтаря возвышается саркофаг святого Агриколы. С правой стороны у стены стоит крест, напоминающий верующим о распятии Спасителя и о мученической смерти на кресте святого Агриколы. О святых болонезских мучениках известно следующее: Виталий был слугой Агриколы. Оба были христианами и пострадали во времена правления императора Диоклетиана (304 г.). Их мощи были обретены миланским епископом Амвросием в 393 г.

От храма Гроба Господня открывается выход во «Двор Пилата». Во дворе стоит мраморная водосвятная чаша (VIII в.). Под портиками расположены захоронения и капеллы. Одно из захоронений принадлежит святой Иулиане – богатой вдове, которая пожертвовала много средств на строительство монастыря святого Стефана. Из Двора Пилата паломник попадаем в храм святых Мучеников. Строительство этой церкви относится ко времени императора Константина. Монастырский дворик, следующий после Дворика Пилата, исполнен в романском стиле и аркады двойных колонн окружают его по периметру. В центре возвышается каменный колодец. Далее паломник может направиться в монастырский музей, откуда попадет в церковь Покрова Пресвятой Богородицы /Chiesa della Benda della Madonna/, которая прилегает к комнатам музея. Самая важная реликвия этой церкви – Святая Святых /Sancta Santorum/, где хранятся древние реликвии болонезского Иерусалима. Среди них узкая полоска из ткани – «Бенда», которую носила Пресвятая Богородица. Еврейские женщины носили бенду (узкую полоску белой ткани) на голове под покрывалом. Она обрамляла голову от лба до затылка.

Часовня Святого Луки – Santuario di San Luca

Salita di San Luca. Открыта: 08.00-12.30, 15.30-19.00

Часовня Святого Луки – Santuario di San Luca

Строительство, стоящей на высокой горе, часовни-святилища Святого апостола Луки было осуществлено жителями Болоньи. Портик, который тянется на протяжении трех с половиной километров, ведет на вершину холма, где стоит часовня. Главная святыня святилища – древняя чудотворная икона Божией Матери, считающаяся списком с иконы, написанной евангелистом Лукой.

Икона Божией Матери хранится в главном алтаре храма и скрыта в золотом окладе за стеклом. За все время своего пребывания в Болонье по молитвам у этой иконы было совершено много чудотворений. Каждый год икону Божией Матери проносят крестным ходом вниз в кафедральный собор, где она остается на одну неделю. В это время поклониться ей приходят почти все жители Болоньи.

Базилика Святого апостола Петра – Basilica di San Pietro

Piazza Galvani, 5. Открыта: 09.00-12.30, 15.30-18.00

Базилика Святого апостола Петра – Basilica di San Pietro

Кафедральный собор города Болоньи стоит на самой оживленной улице, растянувшейся от вокзала до центра города. Первый кафедральный храм Болоньи находился вне городских стен и просуществовал до 906 г. После его разрушения решено было новый собор основать внутри городских границ, чтобы таким образом защитить его от варварских набегов. Новый собор начали возводить в промежуток между X и XI вв. на месте древних христианских сооружений VI в. В 1184 г. новый собор был торжественно освящен Римским папой Луцием III.

Читайте также  Достопримечательности Римини, что посмотреть, фото

4 ноября 2004 г. в крипту собора были перенесены из базилики священномученика Стефана мощи первомучеников болонезских Виталия и Агриколы.

С правой стороны от входа в собор находится капелла, в которой хранится список с иконы Владимирской Божией Матери, подаренный Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Церковь святого мученика Прокла – Chiesa di San Procolo

Via Massimo D’Azeglio, 52. Открыта: 09.00-12.30, 15.30-18.00

Церковь святого мученика Прокла – Chiesa di San Procolo

Церковь святого Прокла была возведена монахами-бенедиктинцами в XI в. на месте более древнего христианского сооружения.

В церкви святого мученика Прокла почивают честные мощи этого святого. Святой Прокл был болонезским солдатом, который проповедовал Евангелие в среде язычников. Префект города по имени Марино замыслил убить проповедника чуждой ему религии. По обвинению префекта Марино святой Прокл был приговарен к смертной казни через усечение главы. Событие это произошло в 304 г. Над местом погребения святого вскоре была построена церковь.

Православные приходы в городе Болонья

Приход в честь святителя Василия Великого
Настоятель: иеромонах Серафим (Валеряни)
Адрес: via Sant’Isaia, 35, 40123 Bologna
www.bologna.cerkov.ru
E-mail: p.serafim@tiscali.it

Приход в честь Покрова Пресвятой Богородицы
Настоятель: протоиерей Трифон Булат
Адрес: Via Saragozza, 2. Cap 40135, Bologna
Богослужения совершаются по субботам, воскресеньям и праздникам

Болонья. Вторая часть маршрута.

Via Rizzoli, проходящая мимо piazza Maggiore, приводит к двум башня, ставшим символом Болоньи.
В Средние века в Болонье было около 180 башен, сейчас осталось значительно меньше.

Среди них — две легендарные – старшая Азинелли и младшая Гаризенди. Рост старшей башни – 97,2 метра, младшей – 48 метров.


Башни Болоньи — Азинелли и Гаризенди.Болонья. Эмилия Романья. Италия.

В XII веке богатые семейства Болоньи вели соревнования – кто построит более высокую башню, тот достоин наивысшего почета. Семейство Азинелли построило башню 97,2 метра, но башня оказалась неустойчивой и отклонилась от вертикали на 2,2 метра.
Кто победил в этом соревновании неизвестно, так как башня семейства Гаризенди наклонилась на угрожающую величину 3,2 метра, и в XIV веке ее разобрали до настоящей высоты – 48 метров.
А в башни Азинелли в XIV в. размещалась тюрьма. В XVII в. и позже астроном Джаванни Батиста Риччоли и его тезка физик Гримальди использовали башню для опытов с ускорением свободного падения. А позже на башни установили телеантенну.
Так что башню Азинелли можно смело считать победительницей давнего средневекового соревнования!
Можно подняться вверх по крутой лестнице.


Башни Болоньи — Азинелли. Эмилия Романья. Италия.

И увидеть панораму города.


Панорама Болоньи. Эмилия Романья. Италия.

Под башнями расположена статуя Святого Петрония, покровителя Болоньи.


Статуя Святого Петрония. Болонья. Эмилия Романья. Италия.

Стоим попробовать мороженое в джелатерии Gianni, находящейся прямо рядом с башнями. Местные жители утверждают, что здесь продают лучшее в городе мороженое!

Пройдем по via Santo Stefano до базилики Санто-Стефано (Basilica di Santo Stefano)


Базилика Санто-Стефано

Базилика Санто-Стефано (Basilica di Santo Stefano) представляет собой «лабиринт» нескольких церквей от VIII до XII века – комплекс «Семи церквей» — средневековая попытка создать в Болонье точную копию Гроба Господня в Иерусалиме.
Когда-то на этом месте существовал древний храм, посвященный Изиде. Основателем комплекса был Петроний, к наиболее древним церквям относят церквь Святого Иоанна Крестителя (VIII в.), храм Гроба Господня (V в., перестроена в XII в.) и церковь Святых Виталия и Агрикола (V в., перестроена в VIII в).
Храм Распятия Господня, возведенный в VIII веке, является самым древним из всего комплекса. В центре хранились реликвии Святого Петрония.
Дверца Гробницы открывалась раз в год на одну неделю, можно было туда вползти и почтить мощи Святого Петрония. В 2000 году мощи святого перенесли в базилику Святого Петрония. В церкви находится источник, которых символизирует воды Иордана. Раньше этот источник располагался в храме Изиды. Колонна из черного мрамора символизирует ту, на которой бичевали Христа.
Церковь Святых Виталия и Агрикола посвящена первым болонским мученикам, жертвам преследования Диоклетиана (305 г.) Внутри церкви находится кусочек римского мозаичного пола, два саркофага, в которых предположительно были похоронены Виталий и Агрикола, крест, на котором был распят Агрикола.
Церковь Святой Троицы расположена на месте снятия с креста святые мученики Виталий и Агрикола. Интерес представляет маленькая часовня – последняя справа, там расположена большая деревянная группа «Поклонение Волхов», все фигуры выполнены в человеческий рост, это один из самых старых вертепов в мире.


Базилика Санто-Стефано

Площадь Санто Стефано окружают интересные портики, относящиеся к позднему Средневековью и Возрождению.


Портики на площади Санто-Стефано

Параллельным лучом от Двух Башен отходит strada Maggiore, которая ведет к церкви Санта-Мариня-деи-Серви (S. Maria dei Servi).


Базилика Санта-Мария-деи-Серви

Церковь была возведена в XIV-XVI вв., ее окружает прямоугольный портик с мраморными колоннами. В церкви хранится «Величие Святой Марии» работы флорентийского мастера Чимабуэ, фрески Витале да Болонья, картины Липпо ди Дальмасио, Инноченцо да Имола, Самакини, Кальваерта, Альбани, Монторсоли (главный алтарь) и других. Также в церкви находятся 4 органа и проходят концерты классической музыки.

Via Castiglione, начинающаяся от Двух Башен идет к базилики Сан-Доменико (S. Domenico).


Базилика Сан-Доменико.

Базилика Святого Доменика является одной из самых важных в Болонье, здесь находится Арка святого Доменика, где хранятся останки основателя монастырского ордена.
Доменик прибыл в Болонью в 1218 году и остановился в монастыре за городскими стенами. Но через год ему потребовалось больше места, и он перебрался в монастырь Святого Николая на виноградниках (San Nicolo delle Vigne), здесь святой Доменик заложил основы нового ордена. Он умер в 1221 году и был погребен в алтаре Святого Николая. Через несколько лет церковь расширили и посвятили святому Доменику. С 1219 по 1243 гг. появился огромный монастырский комплекс. В 1233 году останки святого Доменика положили в кипарисовый ларец, убрав его в мраморный саркофаг, который сейчас находится в правом нефе в приделе, посвященном святому. А в 1267 году Никола Пизано реализовал великолепный мраморный монумент, чтобы еще больше возвеличить святого Доменика.
В базилики хранятся многочисленные произведения искусства, среди них распятие XIII века работы Джунта Пизано, работы Микеланджело Буонаротти, Филиппино Липпи, Гуидо Рении, Людовико Карраччи и другие.


Интерьер базилики Сан-Доменико.

Площадь Сан Доменико (piazza San Domenico) выложена речными булыжниками, что типично для средних веков. Такая же кладка встречается на площади Санто Стефано.
В конце площади находится колонна, выполненная из камня и бронзы, по проекту Гуидо Рении, которая ознаменовала окончание эпидемии чумы. С другой стороны площади возвышается колонна со статуей Святого Доменика.

«Домик на ножках» перед базиликой является могилой глоссатора Роландино де’Пасседжери (1305), а чуть дальше – Эджидио Фоскерари (1289). Третья могила принадлежит семье Муццарелли.


Надгробие Эжидио Фоскерари, XIII в.

Кухня Болоньи

Слава Болоньи, как гастрономической столицы, идет из Средневековья.
Гастрономические традиции Болоньи очень тесно связаны с Университетом – многочисленные студенты и профессора разных национальностей обогащали кухню, добавляя новое. В XIV веке в городе было 150 остерий и 50 отелей.
Кухня Болоньи, как и кухня всей Эмилии, известна свои разнообразием и изобилием – это и мясные блюда (преимущественно из свинины) и яичная паста, знаменитая варенная колбаса (mortadella), тортеллини (tortellini) с мясной начинкой, лазанья и тальятелли алла болонезе (лапша с густым мясным соусом), заливное из курицы, котлета по-болонски.
Из сладостей стоит попробовать болонское чертозино (Certosino di Bologna).

  • Италия
  • Эмилия-Романья
  • Болонья
  • Парма
  • Модена
  • Реджо Эмилия
  • Равенна
  • Феррара
  • Римини
  • Фаенца
  • Пьяченца
  • Аркуато
  • Форли
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: