Таганрогский музей авиационной техники - МИР НА ЛАДОНИ

Таганрогский музей авиационной техники

Таганрогский музей авиационной техники

Таганрогский музей авиационной техники
Дата основания 1995
Местонахождение Таганрог, ул. Циолковского, 41
Директор Владимир Стоянов
avia-museum.ru

Таганрогский музей авиационной техники — единственный музей авиационной техники на Юге России.

Содержание

История

Таганрогский музей авиационной техники был основан в марте 1995 года. Правительство страны заключило кабальный договор об ограничении обычных вооружённых сил в Европе, и в это связи было принято решение о сокращении численности самолётов военной авиации [1] .

В Таганроге была создана база ликвидации авиационной техники. Главный инженер базы ликвидации подполковник Владимир Стоянов обратился к командованию 4-й воздушной армии с предложением сохранить по одному экземпляру каждого типа самолётов, приходящих на уничтожение, сняв с них двигатели и бортовые системы. По замыслу Владимира Стоянова, из спасённых машин можно было создать в Таганроге музей авиационной техники. Командир 4-й воздушной армии Владимир Михайлов поддержал идею создания музея.

Хранитель музея Владимир Стоянов ведёт собственный фотокаталог брошенной на различных площадках страны авиатехники [2] . Годами приходится добиваться разрешения на передачу музею гибнущих экземпляров, ведя переписку и ожидая ответа от гражданских и военных чиновников [2] .

Посетителям предоставляется возможность посидеть в кабине любого экспоната и подержать в руках штурвал самолёта [3] . Часто проводятся экскурсии для детей [1] .

Хранитель музея не теряет надежды на то, что музей рано или поздно получит статус Городского авиационного музея [1] .

Коллекция музея

Самолёты

  1. Ан-2
  2. Бе-12
  3. Л-29
  4. Л-39
  5. МиГ-15 (УТИ МиГ-15) [4]
  6. МиГ-19П
  7. МиГ-21БИС
  8. МиГ-23 МЛД
  9. МиГ-25 БМ
  10. Су-17 МЗ
  11. Су-22 УМЗ
  12. Ту-154М (носовая часть) [5]
  13. Як-38

Вертолёты

Авиационное оборудование

  • Коллекция отечественного авиационного вооружения: пушки, авиабомбы, ракеты и т. д.
  • Восемь образцов катапультируемых кресел шести типов (среди них редкие в наши дни катапульты с самолётов Су-7Б и Бе-12).
  • Макет кабины Су-17М4
  • Различное лётное снаряжение пилотов советской авиации и многое другое.

Адрес музея

  • 347916, Таганрог, ул. Циолковского, 41
  • Тел: 8 (8634) 31-54-58

Ссылки

Источники

  1. 123Нейма Д. Где отдыхают самолёты? // Таганрогская правда. — 2012. — 27 июля.
  2. 12Антропов М.Историю боевой авиации хранят энтузиасты // НТВ. — 2010. — 23 февр.
  3. Дудник Т.Достопримечательностей на Дону может быть больше // Город N. — 2002. — 7 авг. — С. 12.
  4. 12Стоянов В. Крылатая история России // Таганрогская правда. — 2011. — 16 дек. — С. 14.
  5. Собств. корр. С носом от «Ту» // Таганрогская правда. — 2011. — 14 апр.
  • Волошин В. Все начиналось с БЛАТа // Таганрогская правда. — 2006. — 18 мая. — С. 3.
  • Фоминых Н. Будущая гордость Таганрога // Вехи Таганрога. — 2003. — № 16. — С. 73.
  • Чурганова И. Музей под открытым небом // Таганрогский курьер. — 2004. — 21 авг. — С. 6.
  • Швидкий А. Приглашаем в наш музей // Ветеран Дона. — 2002. — 22 февр. — С. 4.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Таганрогский институт управления и экономики
  • Таганрогский округ (Северо-Кавказский край)

Полезное

Смотреть что такое «Таганрогский музей авиационной техники» в других словарях:

Ростовская область — Координаты: 47°52′ с. ш. 41°11′ в. д. / 47.866667° с. ш. 41.183333° в. д. … Википедия

Таганрог — Город Таганрог … Википедия

МиГ-23 — Тип многоцелевой и … Википедия

МиГ-25 — МиГ 25ПУ, 2003 год. Ти … Википедия

Су-17 — Эта статья о серийном истребителе бомбардировщике. Об экспериментальном истребителе см. Су 17 (1949) Су 17 … Википедия

Бе-12 — «Чайка» … Википедия

МиГ-19 — МиГ 1 … Википедия

Як-38 — Як 38 … Википедия

Список штурмовиков Як-38 — См. также: Список потерянных Як 38 Як 38 (изделие ВМ, по кодификации НАТО: Forger рус. поддельщик) советский палубный штурмовик, первый и единственный в СССР серийный самолёт вертикального взлё … Википедия

Aero L-39 Albatros — L 39 Albatros … Википедия

Музей авиации в Таганроге: время работы

Таганрогский музей авиации — один из 11 музеев авиационной техники в стране и единственный на Юге России. Он не очень большой по сравнению с другими, но чрезвычайно интересен. Мало кто знает о нем, его посещают только организованными экскурсиями, здесь нет гидов, но работники музея с удовольствием вам расскажут много интересного о его экспонатах.

Из истории

Во время Первой мировой войны Таганрог стал важной авиационной точкой страны. В 1916 г промышленник, специалист своего дела и не очень богатый дворянин Владимир Александрович Лебедев открыл в городе свой авиастроительный филиал. Прошло немного времени, и эта строительная фабрика стала авиазаводом №31 им. Георгия Димитрова («ТАВИА»). Рядом с ним открылось первое в стране КБ морского самолётостроения (ТАНТК им. Георгия Бериева). Здесь разрабатывались не только сухопутные, но еще и гидросамолёты.

В связи с подписанием договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) в 1990 г. Россия начала утилизировать боевые самолеты. В Таганроге вот уже почти 70 лет существует авиаремонтный завод, тут и была создана база ликвидации боевой техники (БЛАТ). Инженер базы В. Стоянов, и командир базы полковник А. Корниенко предложили сохранить хотя бы по самолету каждого вида. Так в 1995 г. появился музей авиации в Таганроге под открытым небом.

Как попасть

Музей расположен в Западном районе Таганрога на территории действующего военного аэродрома, поэтому доступ в него открыт всем желающим только в День Воздушного флота. Нужно заранее собрать группу, позвонить и договориться об экскурсии со Стояновым, чтобы попасть в будни в музей авиации в Таганроге, время работы: понедельник — пятница с 8:00 до 17:00. Выходные: суббота, воскресенье.

Адрес: 347916, Таганрог ул. Циолковского, 42.

Нужно приехать к памятнику «Самолет» (Су-9Б — памятник истребительного полка), по адресу, указанному выше, и пройти до КПП воинской части.

Телефон: +7 (8634) 31-54-58.

В России всего одиннадцать авиамузеев. И на юге нашей необъятной родины Таганрогский музей авиационной техники — единственный. Половина экспонатов музея — военные самолеты. В музее находится порядка 14 типов летательных аппаратов. Среди них:

  • самолет-амфибия БЕ-12 («Чайка»);
  • один из двух сохранившихся в мире — экспериментальный МиГ 25БМ (изначально их было 40). Второй находится в авиационном музее Минска;
  • чехословацкие реактивные Л-29 («Дельфин») и Л-39, до сих пор на этих моделях тренируются российские ВВС;
  • истребители-бомбардировщики с крыльями изменяемой стреловидности — Су (3 модели);
  • палубный штурмовик Як-38;
  • Ан-2 (кукурузник) 1958 года выпуска, на котором летала легенда авиации, Валентина Гризодубова, установившая несколько мировых авиарекордов;
  • советско-польский многоцелевой вертолет Ми-2;
  • МиГ-23, воевавший в Афганистане. У него насчитывается 250 вылетов, это отмечено звездами на его крыльях;
  • МиГ-21 БИС — легкий сверхзвуковой истребитель.

Тематическое оборудование (авиавооружение)

Среди тематического оборудования нужно отметить следующие экспонаты:

  • оружие (пушки, ракеты, бомбы);
  • 8 катапультных кресел 6-и моделей;
  • разные модели шлемов летчиков;
  • макеты кабин, где можно «порулить» и изучить панель управления;
  • коллекция моделей самолетов в миниатюрной версии находится в закрытом павильоне, там же транслируются документальные фильмы на авиатематику.

У каждого предмета своя история, с которой вы сможете ознакомиться, посетив музей авиационной техники (Таганрог, Россия).

Каждый экспонат практически приходилось спасать, чтобы не разобрали на металлолом, чтобы не выкинули на свалку. Это огромный и финансово затратный труд: договориться о передаче самолета в музей, доставить экспонат на место назначения, отреставрировать и восстановить его. У Владимира Стоянова собственный каталог брошенной техники. Он пытается добиться разрешения на передачу музею заброшенных экземпляров, но работа чиновников никогда не предполагала скорость.

Читайте также  Телефон справочной аэропорта Оренбурга

Однажды он в последний момент успел спасти Як-38, обменяв его в металлобазе на аналогичный по весу самолета алюминий. Но не всегда такие сделки удавались Владимиру. Так, не получилось спасти легендарный самолет-амфибию ВВА-14, и не достался музею нелетабельный первый экземпляр самолета-амфибии А-40 «Альбатрос», который создавался на замену Бе-12 и Ил-38. Кстати, на Альбатросе в общей сложности установлено 140 мировых рекордов!

Экскурсии в музее проводятся как для взрослых, так и для детей. Огромный восторг у вторых вызывает то, что все в музее можно потрогать, покрутить штурвалы, вскарабкаться на экспонаты — это безумно интересно! Ребята с удовольствием залезают в самолеты, вертолеты, сидят в кабинах, и даже, турбинах, чувствуя себя, если и не военным летчиком, то причастным к боевой мощи страны, наполняя сердца гордостью и вызывая желание связать свою жизнь с небом.

Из забавного

На территории музея есть туалет в виде ракеты и со пусковой кнопкой «Взрыв». А также указатель с километрами до крупных точек земного шара — Рима, Лондона, Парижа, видимо, чтоб посетители не заблудились. Фото и видеосъемка не запрещены. Почувствуйте себя настоящим пилотом!

Таганрогский музей авиационной техники

Продолжая серию «Авиамузей», я решил провести экскурсию для читателей по небольшому, но хорошо известному авиационному музею, расположенному на юге России в г. Таганроге. Знатоки сразу могут предположить, что речь пойдет о Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им.Г.М.Бериева, но ошибутся. Этот музей, создан энтузиастами, а со знаменитым предприятием роднит лишь г. Таганрог. Экспозиция авиамузея начала формироваться в первой половине 1990-х на небольшой площадке при авиаремонтном заводе, когда шло плановое сокращение советских ВВС.
Основу музея составили летательные аппараты, ныне находящиеся на открытой стоянке. В расположенном по соседству здании нашли место и для различного оборудования и снаряжения. Не забыли организаторы и о документах по истории авиационной части, дислоцировавшейся рядом, о ее летчиках и специалистах. Здесь можно увидеть катапультные кресла истребителей, снаряжение летчика, авиационные пушки, неуправляемые ракеты, бомбы, приборы и многое другое, что неразрывно связано с функционированием самолета.
Музей изначально задумывался как хранитель истории и для популяризации авиации среди молодежи, что, несмотря на свои небольшие фонды, позволило занять достойное место среди аналогичных организаций страны. Его экспозиция отражает весь цвет отечественной авиации, начиная с 1960-х. При входе на стоянку, с обеих сторон аллеи, посетителей встречают чехословацкие Л-29 и Л-39 (он и по сей день является основным учебно-тренировочным самолетом отечественных ВВС). За ними расположились истребители-бомбардировщики Су-17 и Су-17М3, а также учебно-боевая спарка Су-17УМ. Здесь же можно увидеть внушительный арсенал авиационного вооружения.
Говоря о самолетах марки «Су», следует отметить, что при въезде на территорию гарнизона на постаменте красуется истребитель-бомбардировщик Су-7БМ с полным комплектом вооружения, а это на сегодняшний день тоже редкая машина. Су-7, как и его дальнейшее развитие Су-17, в больших количествах поставлялся на экспорт и участвовал во многих войнах и вооруженных конфликтах. Имеется в музее и палубный вертикально взлетающий штурмовик Як-38.
Семейство знаменитых во всем мире истребителей «МиГ» представлено самолетами МиГ-21бис и МиГ-23МЛД.
Последний участвовал в боевых действиях в Афганистане. Но самым интересным экспонатом считается истребитель-бомбардировщик МиГ-25БМ, выпущенный всего в 40 экземплярах, на завершающем этапе (1984 г.) серийного производства Нижегородским заводом «Сокол». Эта машина предназначалась для разведки и уничтожения РЛС и станций наведения зенитно-ракетных комплексов противника с помощью противорадиолокационных ракет Х-58, которые в количестве четырех штук подвешивались под крылом носителя. После снятия с вооружения в первой половине 1990-х самолеты утилизировали и, похоже, что таганрогский МиГ-25БМ остался в одном экземпляре – его нет даже в подмосковном Монино.
Музей доступен для посещения, дислокацию авиагарнизона в небольшом городе знают все, будете проездом – обязательно зайдите, возможно он пополнится новыми экспонатами.

Виктор Друшляков
«Авиапанорама» №1 2006

Адрес: г.Таганрог, 347916, Ростовская область, ул.Циолковского, 41, ОАО «325 АРЗ»

телефон: 8 (8634) 31-54-58

Сайт: http://avia-museum.ru

4 Комментариев

Да я такой в 2010 году видел.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, график работы музея. Информация будет полезной для туристского справочника по городу Таганрогу. В случае заинтересованности размещения информации о вашем музее предлагаем заполнить анкету на официальном сайте Администрации города Таганрога в разделе «Туризм». С уважением, Новикова Ирина, тел.: 312-820

Да! Есть еще патриоты в нашей стране. Это хранитель музея авиатехники Владимир Ильич Стоянов. С Праздником! Желаю здоровья и успехов в создании отличного авиационного музея. Посетитель музея из Новороссийска. (Между прочим, вход бесплатный 21.08.18)

Замечательный музей. Замечательная экскурсия! А детям (и взрослым) очень понравилось залезать в кабины самолётов. Да и в ступе хорошо.

Спас от НАТО и БЛАТа. Отставной военный создал музей списанных самолетов

Единственный на юге России авиамузей его создатель и хранитель, 68-летний Владимир Стоянов, содержит почти в одиночку. Если власти и общество не обратят внимание на положение уникальной экспозиции, она может исчезнуть.

Гордость за прошлое, вера в будущее

Станислав Падалка: Владимир Ильич, в вашем музее собраны самолёты, вертолёты, авиадвигатели, катапульты и другие раритеты. Хранить всё это в надлежащем виде, наверное, нелегко. А зачем вам это? В чём цель вашей работы?

Владимир Стоянов: За 25 лет службы в ВВС я понял — наше авиационное наследие — это не только техника, это немалый пласт культуры. Ведь, помимо прикладного результата, любая модель, любой тип самолёта — это зримое выражение того потенциала, что раскрывал в себе человек при их создании. Знакомиться с авиационным наследием полезно. Но для нас с вами, преемников великой самолётостроительной державы СССР, это, по-моему, ещё и необходимо. Ведь уникальные достижения отечественной авиации — это кладезь. Из которого можно черпать как гордость за прошлое, так и веру в будущее. Но востребован ли у нас этот кладезь сегодня? Пока мало. В США авиационных музеев — 322. в Европе — 173, в Азии — 25, в России — 11, в том числе наш музей. Можно сказать, что Запад богаче. Но даже не в самой сытой Африке авиационных музеев около 20.

— Статистика, прямо сказать, впечатляющая.

— Я думаю, будущее у нашего дела есть. Ведь Россия, возрождаясь после крупных передряг, не раз по зёрнам возвращала свои достижения. Может, после 90-х зерно авиационных музеев просто не успели ещё подобрать?

— Ваш музей увековечивает историю авиации в целом или какую-то конкретную её область: военную, гражданскую?

— Главным образом в музее мы старались сохранить память о 963-м Краснознамённом учебном авиаполке, базировавшемся в 1963-1989 годах в Таганроге, прямо здесь, на месте нынешнего музея. Когда-то этот полк был гордостью города. Лётную подготовку курсанты получали здесь на боевых машинах, к 19-20 годам уже управляя самолётами, летающими в два раза быстрее скорости звука. В 1968-м за отличные успехи в боевой подготовке 963-й стал первым учебным полком ВВС, награждённым орденом Красного Знамени. Героев СССР и России среди его выпускников — 24. А лётчиков-космонавтов Геннадия Падалка, Юрия Онуфриенко и дважды Героя СССР Владимира Джанибекова, равно как и авторов фигур высшего пилотажа — «кобры» — Виктора Пугачёва, и «колокола» — Анатолия Квочура — и сегодня знает не только наша страна.

Читайте также  Время полета Москва: Хабаровск

За державу обидно!

— Музей можно назвать полковым?

— Отчасти. Память о 963 полке, в котором довелось служить и мне, жива и будет жить. И всё же в 1995-м, когда открывался музей, полка здесь, к сожалению, уже не было. У нового времени появлялись новые герои, и это были не лётчики. В 1995-м на месте полка стоял БЛАТ — «База ликвидации авиационной техники».

— Да. Одно из воплощений той агонии, в которой в 90-х билась страна. На БЛАТе утилизировались наши военные самолёты, согласно подписанному Горбачёвым «Договору об ограничении обычных вооружений в Европе». Больше, правда, похожему не на договор, а на акт о безоговорочной капитуляции. Сотни военных самолётов, на многих из которых даже не успела поцарапаться краска после ремонта, сбились в кучу на аэродроме БЛАТа. За ходом их уничтожения зорко следили инспектора НАТО. Это были чёрные дни для нашей авиации. Однако именно работа БЛАТа стала прологом к созданию музея, подтолкнула меня и командира базы полковника Корниенко к мысли, что пока не поздно, надо хоть что-то спасти. Если не для авиации, то для истории.

Бюрократия была против нас, и мы долго искали того, кто своим авторитетом мог бы нас поддержать. Таким человеком стал выпускник 963-го полка, командующий 4-й Воздушной армией, Герой России генерал Владимир Михайлов. Может, вспомнив свой старый полк, а может, просто тоже устав от творившегося вокруг беспредела, Михайлов «показал фигу» московскому начальству, и директивой от 27 марта 1995 года приказал передать будущему музею 4 самолёта — МиГ-21бис, МиГ-23МЛД, МиГ-25БМ и Су-22УМК. Так 27 марта стал днём рождения Таганрогского музея авиационной техники, а генерал армии Владимир Михайлов, будущий главком ВВС России, его крёстным отцом.

— И дальнейшие экспонаты вы тоже искали на БЛАТе?

— БЛАТ упразднили в 1995-м. Однако тотальное уничтожение авиации на этом не прекратилось. Если на БЛАТе самолёты пилили политически, и называли это ликвидацией, то потом это стало просто бизнесом. С «бизнесменами» приходилось играть на опережение — большинство последующих самолётов, так же, как и первые четыре, попадали в музей буквально из-под ножа. Где-то мы были оперативнее — так, при расформировании Марцевской школы механиков быстро перехватили чехословацкий реактивный учебно-тренировочный Aero L-39 Albatros, а в Морозовском гарнизоне — Aero L-29 Delfin.

Намного сложнее было там, куда мы приходили вторыми. Например, когда из Ейска пришла информация, что в авиационном училище готовят к списанию уникальный палубный штурмовик Як-38, я сразу же выехал в Ейск. Ведь Як-38 — это первый в СССР серийный самолёт вертикального взлёта и посадки, таких машин в России единицы остались! Однако к моему приезду от самолёта в училище уже и след простыл. Почти случайно я нашёл его на одной из металлоприёмок, где Як-38 лежал на куче железа, уже готовый к утилю. Заведующий тогда требовал с меня столько же цветмета, сколько весит сам самолёт, около 6,5 тонн. Выручили однополчане — собрать выкуп за Як-38 мне помогли сослуживцы по 963-му полку, за что им большое спасибо.

Экскурсия в музей авиационной техники

Рекомендуемый возраст: 6-99+ лет.
Расписание: 24.08.2019, 10-00 — 13-00 (сб) — группа набрана
31.08.2019, 10-00 — 13-00 (сб) — группа набрана
07.09.2019, 10-00 — 13-00 (сб) — группа набрана
Место проведения: Таганрог, ул.Циолковского, 41.
Стоимость: 200 руб. от 6 до 13 лет /300 руб. от 14 лет/ до 5 лет — бесплатно
Экскурсовод: Владимир Ильич Стоянов — хранитель музея, Подполковник-инженер в отставке; Шейкин Геннадий Геннадиевич — летчик морской авиации, майор запаса.

Таганрогский музей авиационной техники — единственный на Юге России музей авиационной техники. Входит в число 11 отечественных авиационных музеев.

©Фото Гаркуша Наталья

Появился Музей авиационной техники в Таганроге весьма необычно. В середине 1990-х годов Россия выполняла обязательства по Договору о сокращении обычных вооружений в Европе. На аэродроме «Таганрог-Центральный» действовала база ликвидации авиационной техники. Главный инженер базы — подполковник В.И. Стоянов обратился к командованию 4-й воздушной армии с предложением сохранить по одному экземпляру каждого типа самолётов, приходящих на уничтожение, сняв с них двигатели и бортовые системы.

По его замыслу из спасённых от разделки машин можно было создать в Таганроге музей авиационной техники. Командовавший в то время 4-й ВА генерал В.С. Михайлов идею поддержал. И, согласно его директиве, в марте 1995 года началось создание музея.

27 апреля 1995 года считается датой основания музея в Таганрогском военном гарнизоне, генерала Михайлова называют его «крестным отцом». А вышедший в запас подполковник Владимир Ильич Стоянов стал хранителем музея.

В настоящее время коллекция музея включает вертолет Ми-2, самолеты: Л-29 «Дельфин», Л-39 «Альбатрос», МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23МЛД, МиГ-25БМ, Су-17М3, Су-17УМ3, Ан-2, самолет вертикального взлета Як-38 и пожарный самолет-амфибия Бе-12П.

Имеется натурная кабина самолета Ту-154. Также представлена коллекция катапультных кресел, 11 авиадвигателей различных типов, образцы авиационного оборудования и вооружения, комплекты летного снаряжения. В экспозиции музея собрана коллекция авиационных моделей, куда входит более 250 экземпляров, библиотека авиационной литературы, видеотека, а также другие материалы, посвященные авиаторам города Таганрога.

Музей является учебной базой для проведения практических занятий со студентами кафедры летательных аппаратов Таганрогского технического института ЮФУ, авиационного колледжа им. В.М. Петлякова и Неклиновской школы с первоначальной летной подготовкой.

В ноябре 2016 года, при поддержке Генерального директора 325 АРЗ — Сергея Михайловича Занорина, энтузиастами Стоянова был приведен в порядок очередной экспонат — реактивный самолет МиГ-15УТИ, в 2018 году отреставрирован МиГ-21бис.

Практически все экспонаты доступны, нигде не висят таблички «не трогать», «не подходить». Можно запросто сесть в кабину истребителя, пассажирского «ТУ-154» или вертолёта «МИ-2».

©Фото Гаркуша Наталья

©Фото Гаркуша Наталья

На территории музея можно устроить себе пикник! Поэтому с собой берем чай/сок/воду, бутерброды/печенье/булочки/пирожки, фрукты/овощи. Влажные салфетки.

День обещает быть солнечным — головные уборы обязательны!

Музей находится на территории действующей военной части, поэтому попасть на него могут только граждане РФ по предварительно оформленным пропускам. Всем желающим попасть на экскурсию (от 14 лет и старше) необходимо прислать данные о себе: ФИО, серия и номер паспорта, кем и когда выдан. При посещении экскурсии этот документ необходимо иметь при себе. Дети до 13 включительно документы не предоставляют.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: