Ту-134 — исторический лайнер пассажирской авиации - МИР НА ЛАДОНИ

Ту-134 — исторический лайнер пассажирской авиации

Авиация России

Гражданская авиация, пассажирские и боевые самолеты и вертолеты России, новости и история российской и советской авиации.

Ту-134 − наследник советского бомбардировщика и французской «Каравеллы»

В июле 1963 года состоялся первый полёт прототипа пассажирского самолёта Ту-134. Этот региональный лайнер вобрал в себя черты бомбардировщика Ту-16 и французского авиалайнера SE 210 Caravelle.

Созданный по новой схеме, с двигателями в хвостовой части, Ту-134 задал новый уровень комфорта гражданской авиации в СССР. Этот самолёт стал одним из самых массовых и самых удачных проектов советского авиапрома. Его серийное производство продолжалось с 1966 по 1989 годы, за это время было построено 854 самолёта. И хотя его полёты на регулярных авиарейсах завершились в 2019 году, «сто тридцать четвёртый» всё ещё служит в подразделениях Минобороны РФ.

К началу 1960-х годов в Советском Союзе возникла потребность в новом самолёте для региональных авиалиний. Очень удачный поршневой Ил-14, летавший тогда между городами, брал на борт всего 36 пассажиров, а появившийся недавно реактивный Ту-104, созданный на основе бомбардировщика Ту-16, трудился в основном на международных авиалиниях и был, наоборот, великоват для этих целей

По воспоминаниям главного конструктора ОКБ Туполева Александра Шенгардта, на одном из совещаний Андрей Туполев сказал: «Хватит летать только между столицами, пора обеспечивать и связь между областными центрами». Так появился на свет региональный Ту-124 − уменьшенная модификация Ту-104 на 56 пассажиров.

Ту-124 — Фото (с) Сергея Дорофеева, http://russianplanes.net/id191847

Практически одновременно с Ту-104 во Франции создаётся авиалайнер SE 210 Caravelle с необычной схемой: его двигатели располагались не на крыле, а в хвостовой части фюзеляжа. Весной 1960 года Никита Хрущёв побывал во Франции и прокатился на «Каравелле». Лидер СССР отметил низкий уровень шума и вибрации самолёта, особенно ощутимый в сравнении с шумным Ту-104, на котором прибыла советская делегация. Вернувшись домой, Хрущев обратился к Туполеву с пожеланием сделать самолёт, сопоставимый по уровню комфорта с французским.

Туполев предложил быстрое решение: «Мы только что запустили в серийное производство на Харьковском авиазаводе прекрасный самолёт Ту-124. У него двигатели находятся в корне крыла. Я перенесу их на хвост – и вот вам наша «Каравелла»». Вопрос немедленно был решён, и 1 августа 1960 года вышло постановление о создании модификации Ту-124А с двигателями в хвостовой части фюзеляжа.

SE 210 Caravelle
Фото &copy Peter Riool / https://cdn.jetphotos.com/full/1/73309_1087289803.jpg

Работами по проекту сначала руководил Д.С. Марков, затем его сменил Л.Л. Селяков. На проектирование самолёта ушло три года. Опытная машина была собрана в начале 1963 года. 29 июля 1963 года экипаж во главе с Героем Советского Союза, заслуженным лётчиком-испытателем СССР А.Д. Калиной совершил первый полёт на опытном Ту-124А. Начались заводские испытания самолёта.

В октябре 1963 года опытный английский лайнер ВАС 1-11, разрабатывавшийся параллельно с Ту-124А и по той же схеме, потерпел катастрофу, в которой погиб экипаж из семи человек. Причина катастрофы заключалась в глубоком срыве потока вследствие применения конструкции с Т-образным оперением и хвостовым расположением двигателей. Английские конструкторы выполнили доработку самолёту, которая включала установку рулей высоты большей площади с бустерным управлением и модификацию передней кромки крыла. Изменения были способны уберечь самолёт от возможного случайного выхода на опасные углы, при котором крыло теряет подъёмную силу и горизонтальное оперение не способно обеспечить продольную устойчивость.

Авария с ВАС 1-11 подтолкнула ОКБ Туполева к установке горизонтального оперения увеличенной площади. Возросшие характеристики самолёта требовали новой силовой установки. Ей стал разработанный ОКБ П.А. Соловьева (сегодня «ОДК-Авиадвигатель») двигатель Д-30 со взлётной тягой 6800 кг.

С ноября 1963 года самолёт получил новое имя − Ту-124А (Ту-134). Ведущий конструктор проекта Александр Шенгардт объяснял изменения в названии так: «Пошла речь о премии, а старый индекс (124) «не тянул». Поэтому, зная особенности делопроизводства, мы во всех бумагах стали писать Ту-124А (Ту-134). Громоздко и неудобно, но деловые люди довольно быстро привыкли к индексу 134, и мы стали писать Ту-134».

Испытания и доводка самолёта заняли ещё четыре года и три месяца. В сентябре 1967 года Ту-134 совершил первый коммерческий рейс по маршруту Москва – Адлер. Однако почти три года Ту-134 использовались лишь на международных линиях и только летом 1969 года начали обслуживать внутрисоюзные линии Москва — Ленинград и Москва — Киев. Самолёт активно экспортировался: в 1968 году первые машины были проданы восточногерманской авиакомпании «Interflug», а чуть позже — польской «LOT».

Важным преимуществом «сто тридцать четвертого» стала возможность его использования на укороченных взлётно-посадочных полосах невысокого качества, которые часто встречались в региональных аэропортах.

На первых девяти предсерийных самолётах устанавливались двигатели Д-20П-125, у которых отсутствовал реверс, из-за чего пробег после посадки был очень велик. На всех серийных самолётах Ту-134 с двигателями Д-30 I-й серии (без реверсивного устройства) в качестве дополнительного аэродинамического тормоза были предусмотрены тормозные парашюты, но на практике для торможения хватало подфюзеляжного щитка, доставшегося в наследство от Ту-124. Роль подфюзеляжного щитка в создании подъёмной силы была ничтожна, а лобовое сопротивление возрастало существенно, поэтому тормозные парашюты использовались при выполнении посадки на короткие ВПП, а также при посадках с перелётом или при пониженном коэффициенте сцепления в плохих погодных условиях. Двигатели Д-30 II-й серии с реверсом стали устанавливать с 1970 года на самолёты Ту-134А.

Для своего времени самолёт отличался высоким уровнем комфорта. Одним из отличий первых модификаций была стеклянная носовая кабина штурмана, но сначала от неё отказались на экспортных вариантах машины, а в 1980 году начался выпуск самолёта Ту-134Б, на котором от штурмана отказались окончательно. Кроме того, пассажировместимость была увеличена до 80 мест, взлётная масса доведена до 49 тонн.

Первым в отечественном авиастроении Ту-134 и все его модификации получили сертификацию международного уровня. Из 852 машин, построенных до закрытия программы в 1984 году, 134 машины было поставлено на экспорт соседям по соцлагерю и в развивающиеся страны. К началу 1990-х только в СССР «сто тридцать четвёртые» перевезли около 500 млн пассажиров.

За первой моделью последовали улучшенные модификации и специальные версии. Например, Ту-134УБЛ для обучения лётчиков дальней авиации, VIP-модификация Ту-134А-3М, Ту-134БВ для доставки космических челноков, летающая лаборатория Ту-134ЛК, сельскохозяйственный Ту134СХ и другие.

За долгие годы эксплуатации Ту-134 подтвердил свою надёжность и экономичность. Интересно, что в начале 1990-х годов случилась волна «репатриации» самолёта: ещё не выработавшие ресурс Ту-134 выкупались Россией у бывших соцстран для местного использования. К 2000-м годам полностью амортизировавшиеся по стоимости Ту-134 оказались очень выгодными в экономическом плане.

Основной эксплуатант Ту-134, компания «Аэрофлот», продолжала поднимать его в небо до конца 2007 года. Путь в Европу для Ту-134 был закрыт ещё в 2002 году – самолёт не проходил по новым шумовым требованиям EASA.

Ту-134 RA-65693 — последний коммерческий рейс в истории самолёта. Прибытие в Толмачёво

Эксплуатация самолётов Ту-134 завершилась 22 мая 2019 года. В этот день авиакомпания «Алроса» выполнила последний коммерческий рейс на этом типе самолёта. Самолёт Ту-134 регистрационный номер RA-65693 с 72 пассажирами утром 22 мая прибыл в Толмачёво из якутского аэропорта Мирный, совершив последний в 40-летней истории лайнера пассажирский рейс. Самолёт передан в Музей истории авиации новосибирского аэропорта.

Оставшиеся в эксплуатации лайнеры принадлежат различным министерствам и ведомствам и коммерческих пассажирских перевозок больше не выполняют.

Подготовлено по материалам ГК Ростех, ТАСС, сайт «Уголок неба», Википедия.

Самолет дьявола ТУ-134: познаем во всех подробностях

Ровно 52 года назад, года, состоялся первый полёт самолёта ТУ-134. А в этом году, согласно указу Дмитрия Медведева от 2011 года, лайнер должен был окончательно закончить свою отнюдь не бесславную карьеру.

Спасибо Никите

Считается, что заслуга создания ТУ-134 принадлежит Никите Хрущёву. Якобы в 1960 году советский лидер посетил во Франции презентацию нового реактивного самолёта Сюд-Авиасьон Каравелла. Новейшее достижение техники произвело на Первого Секретаря ЦК КПСС неизгладимое впечатление. Вернувшись в СССР, Никита Сергеевич поручил нашим инженерам разработать модель не хуже французской.

Так появился самолёт, называемый в простонародье «стиляга» или «свисток», — благодаря длинному узкому фюзеляжу и характерному высокому звуку двигателя. Прижилось и другое, зловещее прозвище – «Дьявол небес». Примечательно, что по терминологии НАТО он имеет название Crysty, то есть «Дерзкий».

Вообще изначально ТУ-134 не планировался как совершенно новая модель. В ОКБ им. Туполева хотели лишь модернизировать существующий ТУ-124. Однако проект оказался настолько удачным, что впоследствии лайнер вошёл в историю гражданской авиации как один из самых массовых пассажирских самолётов, собиравшихся в Советском Союзе. Всего за все годы было произведено 852 лайнера.

Первые два опытных экземпляра изготовили в 1963 году. В июле того же года «туполёнок» впервые поднялся в небо. И за годы эксплуатации ТУ-134 доказал свою надёжность. К примеру, некоторые из показателей – ограничения по величинам встречной (30 м/с) и боковой (20 м/с) составляющих ветра при взлёте и посадке — не удалось превзойти современной авиации до сих пор.

Лайнер вошёл в историю гражданской авиации как один из самых массовых пассажирских самолётов, собиравшихся в Советском Союзе. Фото: Commons.wikimedia.org/ Vivan755

Как создавался и начал летать

Для популяризации внутренних воздушных перевозок, которые становились все более востребованными, необходим был новый реактивный лайнер. Такой самолет появился, и свой дебютный полет совершил в 1963 году. Это совершенно новый, автономный авиалайнер, хотя и задумывалось лишь обновить Ту-124.

В отечественном самолетостроении уже имелся опыт проектов подобного рода, это Ту-104/124. Теперь ОКБ Туполева разработал новейшую, ближнемагистральную реактивную машину.

Несмотря на то, что ближе к восьмидесятым годам начали выпускаться Ту-154, самолеты семейства 134 еще были в строю. В 1989 была произведена последняя единица этого достойного воздушного судна.

Много прозвищ и названий самолета прижилось в обиходе, учитывая внешний облик и неподражаемое звучание двигателей. По Натовской кодировке Ту-134 обозначался «Crysty» (дерзкий, жесткий). По характерному тону моторов именовался «свистком», а за длинный неширокий фюзеляж – «стилягой». Еще одно название — «дьявол небес» или «самолет дьявола».

Друг за другом появлялись новые улучшенные модели этой линейки. На базе Ту-134 сделаны учебные экземпляры для подготовки пилотов и штурманского состава, а также летающие лаборатории для опытных испытаний в области космоса и авиации.

Удачный в техническом смысле лайнер имел модификационный ряд из двенадцати видов, серийно изготавливался в Харькове с 1966 по 1989 год, количество выпущенных экземпляров 852.

На чём летел Лукашин

В Москве герой садится в ИЛ-62, а в полёте показывают ТУ-134. Фото: Кадр из фильма

Кстати, засветился наш «стиляга» и в кино, и именно на рейсе, связывающем две столицы. Именно на ТУ-134 летит Женя Лукашин из Первопрестольной в город трёх революций в новогодней комедии «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Правда, не обошлось без ляпов. В Москве герой садится в ИЛ-62, в полёте показывают ТУ-134, а на ленинградскую землю Евгений сходит из ТУ-154.

Читайте также  Время полета Новосибирск: Турция

Между тем, наш самолёт получил широкое распространение за границей. «Туполёнок» активно экспортировали. Так, в 1968 году первые лайнеры были проданы восточногерманской авиакомпании Interflug, а чуть позже — польской «LOT».

К началу 1972 года большая часть Ту-134 использовалась именно на международных линиях. А внутри страны из регулярных рейсов на нём осуществлялось всего 12. И только после катастрофы 1972 года, когда разбился АН-10 под Харьковом, было принято решение отказаться от данной модели самолётов, поэтому во многих советских аэропортах началось срочное переоборудование взлётно-посадочных полос для приёма Ту-134.

Угон в 1983 году

Попытка угнать Ту-134 произошла в 1983 г. в середине ноября. Преступники захватили самолет с целью побега из СССР. Однако благодаря профессиональным действиям экипажа, оказавшего сопротивление террористам, удалось выиграть время и посадить самолет в тбилисском аэропорту. Сидевший за штурвалом летчик Габараев, чтобы лишить преступников равновесия, начал резко маневрировать. В результате, нагрузка на основные несущие конструкции авиалайнера в 3 раза превысила технически допустимую. Во время маневров перегрузки достигали критического уровня +3.15 и −0.6G. Но самолет выдержал это испытание на прочность с честью. Пассажиры и пилоты были освобождены в результате штурма, мастерски проведенного спецназом.

Морально устарел

В 1984 году серийное производство самолёта было прекращено, но в последующие годы выпущено ещё несколько единиц. Последний «стиляга» сошёл с конвейера Харьковского авиазавода года.

В 2002 году начался закат ТУ-134. Сначала в странах Евросоюза вступили в силу правила, ужесточившие шумовые нормы для воздушных судов. «Свисток», который считается одним из самых громких самолётов в мире, не проходил по данным параметрам. Лайнер перевели на сугубо внутренние маршруты и полёты в страны СНГ.

А в 2011 году на тот момент президент России Дмитрий Медведев поручил Минтрансу постепенно вывести лайнеры ТУ-134 из эксплуатации на регулярных рейсах. Это произошло после авиакатастрофы пассажирского самолёта, направляющегося из Москвы в Петрозаводск, в результате которой погибли 45 человек. И хотя основной претензией к модели всегда была не низкая безопасность, а высокий уровень шума, «туполёнку» припомнили всё. И катастрофу 2004 года в Тульской области (тогда погибли 35 пассажиров и 9 членов экипажа, а причиной назывался теракт), и аварию 2007 года на рейсе Сургут-Самара-Белгород (погибли 6 человек, причина – ошибка экипажа). И то, что согласно рейтингу агентства BusinessWeek, модель находится на шестом месте в списке самых опасных самолётов современности (1 авиакатастрофа на 1 087 600 часов полёта).

Крайним сроком отказа от эксплуатации морально устаревших ТУ-134 назывался 2015 год. И хотя большинство авиакомпаний уже давно не используют эти лайнеры, на некоторых рейсах всё-таки реально найти «стилягу».

Штурманское «окно» aэрофлотовского Ту-134А. Фото: Commons.wikimedia.org/ Andrey Mossejev

Так, ещё в мае можно было улететь из Иркутска в Мирный на ТУ-134. Забавно, но в Интернете легко найти целые форумы, посвящённые обсуждению – где и как «прокатиться» на «туполёнке». Как объясняют сами пользователи такое нестандартное желание – «ностальгия».

Так или иначе, сегодня увидеть легендарный лайнер проще всего в качестве музейного экспоната. Например, в ульяновском музее авиации и в музее дальней авиации на авиабазе Энгельс. А можно поехать в Кишинёв. Там, на вечной стоянке у здания аэровокзала, стоит ТУ-134 авиакомпании «Air Moldova».

Переход на внутрисоюзное использование

В конце 60-х и начале 70-х основным полем эксплуатации самолета ТУ-134 остаются международные линии. Среди внутрисоюзных направлений этим лайнером закрыты были только 12 — из столицы в самые крупные города страны.

Переломным стал 1972 год, май которого ознаменовался серьезной трагедией с участием Ан-10, который был основной машиной на внутренних авиалиниях. В результате крушения погибли 112 человек.

В срочном порядке принимается решение временного отказа от использования Ан-10, до выяснения причин авиакатастрофы и их анализа, и замены его ТУ-134. Однако авиаполосы многих советских городов не были предназначены для посадки и взлета лайнера и была отдана команда их незамедлительного переоборудования.

Расследование указанной авиакатострофы привело к тому, что годом позже — в 1972 — от использования Ан-10 было принято решение отказаться вовсе.

Однако на все направления 134-х не хватало, что привело к их замене в столичных аэропортах на, только поступившие среднемагистральные ТУ-154 и Ил-62, разработанный для дальнемагистральных полетов.

В 80-м году воздушное судно получило еще одно обновление, получившее обозначение ТУ-134Б. Изменения коснулись количества пассажиро-мест, которое увеличилось до 96, взлетной массы, увеличенную до 47000кг. Помимо этого решено было полностью отказаться от штурмана.

На очереди был еще один проект с индексом «Д», предполагавший установку на лайнер модернизированные силовые установки с усиленной тягой, однако свет он не увидел, в связи с полным прекращением производства «туполенка» в 1989 году. Однако за это время были созданы модификации для самых разных нужд, в том числе и военных.

Примером может служить ТУ-134, на котором штурманский состав экипажей дальней и штурмовой авиации выполнял тренировки по стратегическому взаимодействию и бомбометанию.

За весь период своего выпуска, то есть с 66-го по 89-й года, всеми пассажирскими разновидностями самолетов ТУ-134 было перевезено около полумиллиарда человек. Постепенный вывод его из эксплуатации обуславливался приобретением новых более экономичных и современных машин. Еще одной причиной являлось простое устаревание «свистков».

Например, из-за введения Евросоюзом новых норм уровня «шумности» воздушных судов в 2000-х годах пришлось отказать от использования авиалайнера на зарубежных направлениях.

Сегодня эти самолеты уже практически не используются даже на местных авиалиниях — они морально и конструктивно устарели.

Поклонники отечественного авиастроения создали специальный реестр самолетов, в котором можно посмотреть где сегодня еще можно найти ту или иную машину, в том числе и ТУ-134. Этот список легко можно найти на форумах авиалюбителей.

Можно ли купить?

В настоящее время приобрести Ту-134 не составит труда. Если самолет в летной форме и еще пригоден для эксплуатации, его коммерческая стоимость от 1 млн. евро и выше. Так самолет модификации А-3 в исправном состоянии можно приобрести за 1,005,870 € или соответственно 1 200 000 $, 70 260 000 ₽.

Но нередко машину покупают с целью оборудования ресторана или развлекательного центра. Тогда ее стоимость заметно снижается, ведь покупатель приобретает практически лом. Для этого отлично подходят списанные машины.

Однако скоро эти самолеты станут раритетом. Сейчас эксплуатируются только 120 машин и 100 из них – в РФ. Предусмотрительно тематические музеи и исторические парки уже сегодня заботятся о приобретении легендарной «тушки» в свой арсенал.

За полувековую историю Ту-134 продемонстрировал надёжность и экономичность, соответствуя требованиям времени. И небольшие компании, выполняющие внутренние среднемагистральные рейсы, продолжают его использование. Ту-134 приобретают летные школы для учебных подъемов в воздух. Не только в гражданской авиации нашел применение лайнер, отдельные его модификации применяют в военной авиации. Используют Ту-134 и для частных пассажирских перевозок. Отечественные бизнесмены, ценящие свое время, в этом лайнере находят оптимальное соотношение цены, надежности и комфорта.

Выработанный ресурс

Четверть века продолжалось серийное производство машин этой яркой линейки. За это продолжительное время Ту-134 показал себя как надежный, безотказный самолет.

Появление его в авиации дало мощный толчок советскому самолетостроению, увеличило число пассажирских перевозок.

Ресурс лайнера значительный: от 25 лет до 40-летнего налета. Важным является и то, что опыт, полученный при эксплуатации данного воздушного судна, был перенесен на новейший «народный» самолет Ту-154.

Видео

Ту-134 – 50 лет в небе

Реактивный самолет Ту-134 по праву признается одним из наиболее удачных проектов в области отечественного пассажирского самолетостроения. В историю отечественной гражданской авиации данный самолет вошел как наиболее массовый и популярный советский авиалайнер. Ту-134 (по натовской кодификации Crusty— «Жесткий») – это советский ближнемагистральный пассажирский самолет, который был создан в начале 1960-х годов в ОКБ им. Туполева. Самолет производился серийно с 1965 по 1984 год в Харькове на одноименном производственном объединении, при этом последние экземпляры самолета были собраны в 1989 году. Свой первый полет лайнер совершил 29 июля 1963 года – то есть ровно полвека назад.

Ту-134 по праву считается одним из наиболее массовых советских пассажирских самолетов, всего было выпущено 852 машины всех модификаций. Помимо СССР данный самолет эксплуатировало большое число стран Соцлагеря. Поставки самолета на экспорт начались уже в 1968 году. Ту-134 стал первым советским лайнером, который прошел официальную международную сертификацию. В ноябре 1968 года данная машина была сертифицирована в Польше на соответствие английским нормам летной годности BCAR. Данный самолет активно эксплуатировался другими социалистическими странами – Болгарией, ГДР, Чехословакией, Югославией, Венгрией, Вьетнамом и многими другими.

На базе Ту-134 были созданы различные летающие лаборатории, которые предназначались для испытания новых образцов космической и авиационной техники. На февраль 2012 года в мире эксплуатировалось еще около 130 самолетов данного типа, из них более 100 — в России. Большой популярностью пользуются VIP-варианты данного самолета, однако широко распространены и военные модификации. В свое время на базе Ту-134 были созданные учебно-тренировочные самолеты для подготовки лётчиков и штурманов стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-22М3. Часто эти машины использовались для поддержания навыков строевых летчиков, для того чтобы сохранять ресурс гораздо более дорогостоящих бомбардировщиков.

В настоящее время появилась информация о том, что Главкомат ВВС страны принял решение о восстановлении всего имеющегося парка учебно-тренировочных самолетов Ту-134УБЛ и Ту-134Ш и обратился непосредственно к министру обороны страны с просьбой о выделении необходимой суммы денежных средств. По предварительным оценкам, для продления ресурса практически 50 самолетов понадобится около 20 млн. рублей. Модификация Ту-134УБЛ используется для подготовки военных летчиков, а Ту-134Ш для подготовки штурманов Дальней авиации.

Сегодня кроме как на Ту-134 их практически не на чем готовить, так как запасные варианты в виде Ан-26 и Ан-24 не обладают тем прицельным и навигационным оборудованием, которым оснащены дальние бомбардировщики. Также было построено некоторое количество машин, предназначенных для транспортно-пассажирских перевозок командного состава вооруженных сил, так называемых «штабных», в том числе оснащенных спецсвязью (ЗАС).

Принято считать, что самолет Ту-134 обязан своим появлением на свет непосредственно Никите Хрущеву. В 1960 году тогда еще Первый Секретарь ЦК КПСС стал почетным гостем на презентации во Франции нового реактивного пассажирского самолета Сюд-Авиасьон «Каравелла». Данный пассажирский лайнер произвел на советского лидера серьезное впечатление, и по возвращении назад в Москву Никита Хрущев велел ОКБ Туполева начать работы по созданию советского аналога.

Читайте также  Схема салона и лучшие места в Boeing 767-300 авиакомпании Azur Air

В это время в разных государствах мира практически одновременно начались работы по созданию пассажирских реактивных лайнеров, отличительной особенностью которых стало размещение двигателей в хвостовой части фюзеляжа на специальных пилонах. К подобным самолетам можно было отнести американские «Боинг 727» и DC-9, английские самолеты VC.10, DH 121 и ВАС111, голландский F28, а также советские Ил-62 и Ту-134.

Такая схема в первую очередь позволяла улучшить аэродинамику машины (за счет применения так называемого «чистого крыла») и уменьшить уровень шума в кабине экипажа и в салоне, а также существенно уменьшить нагрузки от газовых струй работающих двигателей на фюзеляж. Одновременно с этим утяжелялась конструкция планера и, как следствие, уменьшалась полезная нагрузка. Одновременно снижалась экономичность лайнера и усложнялось техобслуживание хвостового оперения самолета.

Первоначально ближнемагистральный лайнер Ту-134 не проектировался как новый самолет. В КБ Туполева существовала идея модернизации существующего самолета Ту-124. У данной машины был удлинен фюзеляж, двигатели переносились в хвостовую часть, а оперение заменялось на Т-образное. Данный проект получил обозначение Ту-124А и был предложен уже в 1961 году. Первые 2 опытных экземпляра Ту-124А были произведены в 1963 году. В июле того же года данная машина впервые поднялась в небо.

Летные и сертификационные испытания самолета начались летом 1963 года, а в 1965 году самолет получил официальное обозначение Ту-134. В это же время был окончательно остановлен выпуск Ту-124. Серийный выпуск нового авиалайнера Ту-134 начался в 1966 году. Самолет серийно выпускался на Харьковском авиационном производственном объединении в течение без малого 18 лет (с 1966 по 1984 год).

Ту-134 был спроектирован для ближнемагистральных линий со сравнительно небольшим пассажиропотоком. Первоначально планировалось разместить в салоне самолета 56 мест для пассажиров (50 мест в двухклассовой компоновке). Однако от первого класса на тех авиалайнерах, что предназначались для линий внутри СССР, вскоре было решено отказаться. По этой причине количество мест удалось увеличить до 72.

В 1965 году в Харькове удалось собрать 9 предсерийных авиалайнеров, предназначенных специально для проведения летных испытаний. На этих самолетах не было реверса, по этой причине пробег после посадки был достаточно велик. Стоит отметить, что в КБ Туполева собирались установить на авиалайнере тормозные парашюты подобно предыдущему самолету Ту-104. Но от данной идеи довольно быстро решили отказаться. В то же время двигатели, оснащенные реверсом, начали появляться на Ту-134 только в 1970 году. Со временем такие двигатели получили все ранее выпущенные самолеты. До этого момента Ту-134 помогал тормозить специальный щиток, установленный под фюзеляжем – достаточно редкое для гражданской авиации явление.

Первые серийные пассажирские лайнеры Ту-134 были переданы «Аэрофлоту» уже в 1966 году, а в сентябре следующего года на Ту-134 был выполнен первый коммерческий рейс по маршруту Москва-Адлер. При этом практически 3 года новые самолеты применялись только на международных линиях, и лишь летом 1969 года они начали обслуживать линии внутри СССР: Москва-Киев и Москва-Ленинград. Ту-134 активно продавался на экспорт: в 1968 году первые самолеты были переданы восточногерманской авиакомпании «Интерфлюг», а чуть позже и польской компании LOT.

В 1970 году была создана новая модификация самолета – Ту-134А. Фюзеляж машины вырос на полметра, на двигателях появился реверс, был демонтирован тормозной щиток, количество мест выросло до 76. В результате этих мероприятий максимальная дальность полета уменьшилась с 3100 до 2770 км, а при максимальной коммерческой нагрузке лайнера – до 2100 км. На самолетах, которые предназначались для поставок на экспорт, было принято решение отказаться от штурмана и смонтировать на борту РЛС.

В 1980 году в СССР приступили к выпуску самолета в модификации Ту-134Б. На этой версии самолета от штурмана на борту отказались окончательно. Помимо этого пассажировместимость была увеличена до 96 мест. Взлетная масса самолета увеличилась до 47 тонн. В это же время начались проектные работы над вариантом Ту-134Д, который должен был получить двигатели с увеличенной тягой (8 400 кгс), но работы по данному проекту не были закончены. В наши дни самолеты Ту-134 постепенно выводятся из эксплуатации, так как большинство машин устарели физически и морально: последним выпущенным экземплярам Ту-134 уже исполнилось более четверти века.

Двигатели на Ту-134 были установлены в хвостовой части фюзеляжа. Серийные модели авиалайнеров оснащались двухконтурными турбореактивными двигателями Д-30 (ПС-30) конструкции Соловьева. Этот силовой агрегат выполнен по двухвальной схеме и состоит из разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, компрессора, турбины, камеры сгорания, выходного устройства и оснащен реверсом. Запуск двигателя осуществляется с помощью воздушного стартера. Система зажигания электронная, она состоит из 2-х свеч поверхностного разряда СП-06ВП и агрегата зажигания СКНА-22-2А.

За долгие годы эксплуатации пассажирский самолет Ту-134 продемонстрировал свою надежность и экономичность, отвечая требованиям своего времени. По показателям коэффициента надежности данный авиалайнер зарекомендовал себя почти безотказной машиной. Выдающейся особенностью Ту-134 остаются непревзойденные до настоящего времени ограничения по величинам боковой (20 м/с) и встречной (30 м/c) составляющих ветра в момент взлета и посадки. В условиях Советского Союза, где большая часть аэродромов имели всего одну ВПП, это качество Ту-134 сыграло существенную роль в повышении регулярности рейсов.

После вступления в 2002 году в действие Главы 3 приложения 16 ИКАО, которая ужесточала шумовые нормы для воздушных судов, эксплуатация самолета Ту-134 в странах ЕС была запрещена, в наши дни авиалайнер используется практически исключительно на внутренних маршрутах России и ряда стран СНГ.

Летно-технические характеристики Ту-134Б:

Размеры: размах крыла – 29 м., длина – 37, 1 м., высота – 9,02 м.
Площадь крыла – 127,3 кв. м.
Масса самолета нормальная взлетная – 47 600 кг., максимальная взлетная –49 000 кг., масса пустого – 29 000 кг.
Тип двигателя – 2 ТРДД Д-30 тяга – 2х66,7 кН.
Максимальная скорость – 880 км/ч.
Дальность полета – 2020 км.
Экпслутационный потолок – 10 100 м.
Необходимая длина ВПП – 2550 м.
Экипаж – 3 человека.
Число пассажирских мест максимальное – 96

Ту-134. Фото. Видео. Схема салона. Характеристики. Отзывы.

Ту-134 (по коду НАТО «Жёсткий») — пассажирский советский самолёт для авиационных линий средней и малой протяжённости, который разработали в начале 1960-х годов в опытно-конструкторском бюро имени Туполева и серийно выпускавшийся с 1966 по 1984 год на авиационном Харьковском производственном объединении. Выполнил первый полёт 29.07.1963, с сентября 1967 года в эксплуатации. Один из самых популярных пассажирских самолётов, который собирался в Советском Союзе. Итого, вместе с предсерийными и опытными образцами, построили 854 самолёта различных модификаций. Производство полностью было прекращено в 1989 году. Ту-134 поставляли на экспорт в страны Социалистического лагеря.

Ту-134 — пассажирский ближнемагистральный самолёт с двумя двухконтурными турбореактивными двигателями Д-30 на серийных и Д-20П-125 на опытных самолётах. Двигатели стоят на пилонах в хвостовой части фюзеляжа, что снижает в значительной степени шум в салоне в сравнении с самолётами прошлых поколений. Горизонтальное оперение установлено на вершине киля (Т-образное оперение хвоста). Топливо размещается в кессон-баках на крыле. Ту-134 был сертифицирован по международным стандартам. Самолёт строили в различных вариациях: машины специального назначения, пассажирские, летающие лаборатории. Также использовался в школах ВВС.

Ту-134 произведен по схеме свободнонесущего цельнометаллического низкоплана и имеет стреловидное крыло (угол стреловидности — 35 градусов), размещённые в хвосте фюзеляжа два двигателя Д-30 разных серий. Механизация крыла — выпускаемые только на земле интерцепторы и двухщелевые закрылки и; предкрылок нет. Фюзеляж «сплагиатирован» от Ту-124 и длиннее на семь метров. Т-образное оперение. Убирающееся, трёхопорное шасси. Переднюю стойку убирают в нишу в фюзеляже, задние — в специально отведенные для этой цели гондолы на крыле. Задние стойки имеют две оси.

Салон Ту-134

К конструкционным особенностям прошлых версий Ту-134 можно отнести остеклённый нос (на месте штурмана), под центропланом тормозной щиток. На современных вариациях самолёта смонтирвоана «Гроза-134», радиолокационная система . Ту-134 также стал первым в СССР реактивным самолётом, на котором не использовали тросовую проводку к рулю направления (так обычно делали на прошлых моделях — Ту-16 бомбардировщике и Ту-104 и Ту-124 пассажирских), установив гидроусилитель и заменив жёсткой тягой.

На данный момент самолётам установили ресурс 40 тысяч лётных часов, 25 тысяч полётов на протяжении 25 лет. В случае индивидуальной оценки состояния ресурс можно последовательно увеличить до 55 тысяч лётных часов, 32 тысяч полётов, 40 лет.

Интересная особенность данного воздушного судна — расположение пару первых кресел пассажиров спиной вперёд, как и в вагоне железной дороги, имеющем столик между рядами, которые обращёны друг к другу. Такое решение не встречается больше ни на каких других коммерческих современных ВС.

Схема салона Ту-134

Катастрофы и аварии

Из неофициальных источников и по данным Aviation Safety Network известно, что на начало 2012 года из-за авиационных происшествий, катастроф, и терактов утрачено 78 экземпляров самолётов Ту-134, десять из них в результате военных действий, два — вследствие терактов. В катастрофах погибло 1494 человек, 32 из них на земле или при столкновении с самолётами других типов.

Технические характеристики Ту-134А

  • Экипаж: четыре человека ;
  • Пассажировместимость: 76 человек;
  • Длина: 37,1 метров;
  • Размах крыла: 29,0 метров;
  • Высота: 9,02 метров;
  • Диаметр фюзеляжа: 2,9 метров;
  • Ширина салона: 2,71 метров;
  • Высота салона: 1,96 метров;
  • Коммерческая масса: 8200 килограмм;
  • Максимальная посадочная: масса: 43 000 килограмм;
  • Взлётная максимальная масса: 47 000 килограмм;
  • Масса топлива вбаках: 13200 килограмм;
  • Силовая установка: Д-30-II (два экземпляра);
  • Номинальная тяга: 2 x 6800 килограмм*сил;
  • Крейсерская скорость: 850 километров в час ;
  • Перегоночная дальность: 2100 километров;
  • Практический потолок: 12 100 метров;
  • Длина разбега: 2200 метров;
  • Pасход топлива во взлетном. режиме: 8296 килограмм в час;
  • Pасход топлива в крейсерском режиме: 2300 килограмм в час;
  • Pасход топлива общий: 2907 килограмм в час;
  • Расход топлива на одного пассажира на один километр: 45 грамм.

Технические характеристики Ту-134Б-3

  • Экипаж: три человека ;
  • Пассажировместимость: 80 человек;
  • Длина: 37,1 метров;
  • Размах крыла: 29,0 метров;
  • Высота: 9,02 метров;
  • Диаметр фюзеляжа: 2,9 метров;
  • Ширина салона: 2,71 метров;
  • Высота салона: 1,96 метров;
  • Коммерческая масса: 9000 килограмм;
  • Максимальная посадочная: масса: 43 000 килограмм;
  • Взлётная максимальная масса: 47 600 килограмм;
  • Масса топлива в баках: 14400 килограмм;
  • Силовая установка: Д-30-IIІ (два экземпляра);
  • Номинальная тяга: 2 x 6930 килограмм*сил;
  • Крейсерская скорость: 880 километров в час ;
  • Перегоночная дальность: 2020 километров;
  • Практический потолок: 10 100 метров;
  • Длина разбега: 2550 метров;
  • Pасход топлива во взлетном. режиме: 8454,6 килограмм в час;
  • Pасход топлива в крейсерском режиме: 2062 килограмм в час;
  • Pасход топлива общий: 3182 килограмм в час;
  • Расход топлива на одного пассажира на один километр: 45,2 грамм.
Читайте также  Локхид C-5 Гэлэкси — фото, характеристики

Технические характеристики Ту-134 Ш

  • Экипаж: три человека ;
  • Пассажировместимость: 12 человек;
  • Длина: 37,1 метров;
  • Размах крыла: 29,0 метров;
  • Высота: 9,02 метров;
  • Диаметр фюзеляжа: 2,9 метров;
  • Ширина салона: 2,71 метров;
  • Высота салона: 1,96 метров;
  • Максимальная посадочная: масса: 43 000 килограмм;
  • Взлётная максимальная масса: 47 000 килограмм;
  • Масса топлива в баках: 16500 килограмм;
  • Силовая установка: Д-30-II (два экземпляра);
  • Номинальная тяга: 2 x 6800 килограмм*сил;
  • Крейсерская скорость: 885 километров в час ;
  • Перегоночная дальность: 1890 километров;
  • Практический потолок: 11900 метров;
  • Длина разбега: 2200 метров.

Ту-134. Галерея.

Ту-154 – TU-154
Ту-204 – TU-204
Ту-214 – TU-214
Ту-334 – TU-334

Самолет Ту 134

Ту-134 — сверхзвуковой реактивный авиалайнер, который разрабатывался для пассажирских перевозок малой или средней дальности в 1960-х гг. Проект принадлежит КБ Туполева. Впервые авиалайнер поднялся в свой испытательный полет в 1963 году. Серийно, самолет выпускался с 1966 по 1984 гг. для отечественного предприятия «Аэрофлот» и зарубежных авиакомпаний. За это время было выпущено 852 лайнера различных модификаций.

  1. Технические характеристики
  2. Вес самолета
  3. Скорость самолета
  4. Чертеж самолета
  5. Межремонтный ресурс
  6. Аэродинамика Ту-134А (Бехтир)
  7. Время разбега самолета
  8. Угон в 1983 году
  9. Пассажирский самолет
  10. Кабина пилотов
  11. Салон
  12. Можно ли купить?
  13. Интересные факты

Технические характеристики

Самолет Ту-134 (дьявол небес) способен без дозаправки преодолевать расстояния до 2 тыс. км, и набирать высоту соответствующую 12 км. Пассажиро-вместимость машины варьируется от 60 до 80 человек (в зависимости от модели). В самолетах, действующих на международных маршрутах, салон разделён на классы, и соответственно вмещает меньше пассажиров, чем внутренние перевозчики.

Вес самолета

В зависимости от модификации вес ТУ-134 изменялся. Так, масса пустой базовой проектной модели с застекленным носом была всего 29 000 кг. При этом его взлетный и посадочный вес соответствовал 43 000 кг, а максимальный взлетный — 45 т. Но уже первая серийная модификация Ту-134А имеет взлетный вес 47 000 кг, что позволяло машине поднять в воздух почти 20 т груза. У модернизированного Ту-134Б конструкторы еще снизили массу пустого самолёта, и тем самым увеличили грузоподъемность машины.

Скорость самолета

Скорость первых моделей Ту -134 не превышала 780 кмч, но вскоре параметры крейсерской скорости модификации А были повышены до 850 кмч.

Современный Ту-134Б-3 мог развить скорость до 880 кмч, причем максимальная возможность машины составляет 1000 км/ч.

Для сравнения крейсерская скорость Боинга 737-500, выпущенного в конце 80-х, — 807 кмч.

Чертеж самолета

Межремонтный ресурс

В 2002 г. Роскосмос и Минтранс РФ утвердили срок службы российских авиалайнеров. Так для Ту-134 и его модификаций А и Б, которые эксплуатируются отечественными предприятиями, был установлен межремонтный ресурс в количестве 8 тысяч летных часов на 5 тысяч полетов сроком на 9 лет (решение n 24.9-113ГА).

Аэродинамика Ту-134А (Бехтир)

В 1977 г. выходит пособие для авиационных вузов В.П. Бехтира «Практическая аэродинамика самолета Ту-134А». В учебнике подробно и доступно изложены геометрические и компоновочные выкладки самолета. Автор анализирует летные возможности машины, как для стандартных ситуаций, так и для внештатных (в случаях отказа двигателя или обледенения самолета).

Он подчеркивает, что именно инженерное решение разместить двигатели в хвосте фюзеляжа, на спец пилонах позволяла улучшить аэродинамические данные лайнера за счет применения «чистого крыла». А также свести к минимуму шумовые помехи в кабине летчиков и в салоне для пассажиров, и сократить нагрузку, оказываемую газовыми струями действующих двигателей на фюзеляж.

Время разбега самолета

На продолжительность взлета авиалайнера влияет масса самолета, аэродинамические особенности:

  • Ветер;
  • атмосферное давление;
  • влажность воздуха и прочие факторы.

Средняя цифра для ТУ-134 составляет 56 секунд при взлетной скорости 170 кмч.

Угон в 1983 году

Попытка угнать Ту-134 произошла в 1983 г. в середине ноября. Преступники захватили самолет с целью побега из СССР. Однако благодаря профессиональным действиям экипажа, оказавшего сопротивление террористам, удалось выиграть время и посадить самолет в тбилисском аэропорту. Сидевший за штурвалом летчик Габараев, чтобы лишить преступников равновесия, начал резко маневрировать. В результате, нагрузка на основные несущие конструкции авиалайнера в 3 раза превысила технически допустимую. Во время маневров перегрузки достигали критического уровня +3.15 и −0.6G. Но самолет выдержал это испытание на прочность с честью. Пассажиры и пилоты были освобождены в результате штурма, мастерски проведенного спецназом.

Пассажирский самолет

Ту-134 – это узкофюзеляжный пассажирский авиалайнер, коммерческая эксплуатация которого началась уже в 1967 году. Первые же полеты показали, насколько эта машина надежна, устойчива и проста в обслуживании. Благодаря сочетанию таких нужных качеств Ту-134 уже через год после выхода в массовое производство приобрели германские и польские компании.

Кабина пилотов

Существует две основные модификации Ту-134 – это А и Б. Считается, что модель А имеет стеклянный нос, что обеспечивает экипажу колоссальный визуальный обзор, а самолеты типа Б – только «деревянный», то есть закрытый. На самом деле Ту-134А так же может иметь неостеклённую носовую часть. В кабине пилотов на таких моделях тесновато, и кресло штурмана расположено практически в проходе. Такое компромиссное решение приняли конструкторы с целью расширить багажный отсек, который располагается непосредственно за спиной штурмана. Там же находится и знаменитый «черный ящик».

Кабина Ту-134Б рассчитана на экипаж из 3-х человек, в отличие от модели «А», где предусмотрено 4 рабочих кресла.

Кабина любой модификации Ту-134 также состоит из нескольких перегородок, панелей управления, облегченной отделки стен и потолка, фанерных или выполненных из пенопласта багажных полок.

Взлет Ту 134. Вид из штурманской кабины.

Посадка Ту 134. Вид из кабины штурмана.

Салон

Двух классовый пассажирский салон является самым распатроненным модификации.

В салоне бизнес-класса Ту-134 более мягкие сиденья. Расстояние между креслами от 1 метра до 1,3, что позволяет раскладывать их почти до горизонтального положения, и при этом не нарушать комфорт сидящего позади пассажира. Места бизнес-класса расположены в первых 2-х рядах пассажирского салона. Наиболее привлекательными считаются кресла у иллюминаторов, которые обеспечивают отличный обзор пассажирам. А наименее удобными здесь являются места 2-го ряда, граничащие с проходом, так как расположены в непосредственной близости от подсобных помещений и туалета.

В салоне эконом-класса кресла расположены, как и в бизнесе по типу «2-2», и потому между ними находится широкий проход, не характерный для категории «эконом». Обычно в салоне 14 рядов, но счет начинается с 5. Так что первый ряд эконома расположен под №5, а последний – под №19.

Лучшие места эконом-класса Ту-134 расположены в рядах 5 и 13, так как располагают большим промежутком для ног по сравнению с другими креслами.

А самыми неудачными признаны места в 18 — 19 рядах из-за близости туалетных помещений.

Можно ли купить?

В настоящее время приобрести Ту-134 не составит труда. Если самолет в летной форме и еще пригоден для эксплуатации, его коммерческая стоимость от 1 млн. евро и выше. Так самолет модификации А-3 в исправном состоянии можно приобрести за 1,005,870 € или соответственно 1 200 000 $, 70 260 000 ₽.

Но нередко машину покупают с целью оборудования ресторана или развлекательного центра. Тогда ее стоимость заметно снижается, ведь покупатель приобретает практически лом. Для этого отлично подходят списанные машины.

Однако скоро эти самолеты станут раритетом. Сейчас эксплуатируются только 120 машин и 100 из них – в РФ. Предусмотрительно тематические музеи и исторические парки уже сегодня заботятся о приобретении легендарной «тушки» в свой арсенал.

За полувековую историю Ту-134 продемонстрировал надёжность и экономичность, соответствуя требованиям времени. И небольшие компании, выполняющие внутренние среднемагистральные рейсы, продолжают его использование. Ту-134 приобретают летные школы для учебных подъемов в воздух. Не только в гражданской авиации нашел применение лайнер, отдельные его модификации применяют в военной авиации. Используют Ту-134 и для частных пассажирских перевозок. Отечественные бизнесмены, ценящие свое время, в этом лайнере находят оптимальное соотношение цены, надежности и комфорта.

Интересные факты

О Ту-134 ходит много легенд, но, как всегда правда нередко бывает куда интересней. Несколько правдивых исторических фактов, связанных с этой машиной, и уже ставших легендой:

  1. Первый секретарь СССР, Никита Хрущев съездил во Францию. Там ему продемонстрировали последнее достижение парижских конструкторов самолет «Каравелла». И не просто показали, но и покатали. Хрущеву понравилось, и, вернувшись в Москву, он заказывает конструкторскому бюро имени Туполева аналогичную модель, но еще лучше. Так с легкой руки Никиты Сергеевича в 1963 г. состоялся первый полет «Ту-134».
  2. Однажды, во время проверочного полета в борт Ту-134 ударила шаровая молния, настолько мощная, что ее разряд едва не опрокинула самолет. Молния «вплыла» в кабину к пилотам и пролетела над головой одного из них, затем ярко вспыхнула, заиграла всеми цветами радуги и отправилась в салон, где и бесследно исчезла. Летчики отделались нелегким испугом, но борт посадили в штатном режиме. После осмотра самолета выяснилось, что некоторые детали немного оплавились, а обшивка самолета была испещрена еле заметными отверстиями, словно кто-то проткнул ее шилом.
  3. Ту-134 – это первый советский пассажирский самолет, который получил официальный международный сертификат.
  4. Лайнер Ту-134, действительно, легендарный: именно он регулярно пополнял элитный авиаотряд советского правительства. Престижней такого признания придумать сложно. Все самолеты выполнялись по индивидуальным заказам. Их комплектация продумывалась тщательно и согласовывалась на самом высоком уровне. Так, на личном самолете Л.И. Брежнева был установлен суперсовременный (по тем временам) связной комплекс «Татра», который позволял во время полета общаться с абонентом, находящимся в любой точке земли. Но министр обороны, маршал Гречко, по части технологичности переплюнул Леонида Ильича. На его личном самолете был установлен спутниковый связной комплекс «Карпаты», для которого в мире вообще не существовало темных пятен.
  5. Первые места в пассажирском салоне самолета установлены вперед спиной, так что человек, занимавший такое место, сидел лицом к остальным пассажирам, будто в поезде.
  6. Самолеты Ту-134, отлетавшие положенный срок и заслужившие почетный отдых, установлены в целом ряде российских городов как памятники отечественной авиации и инженерной мысли. Лайнеры можно увидеть в аэропортах Мурома, Ульяновска, Кишинева, Воронежа, Минска, Риги, Полтавы, Могилева и других городов.

Ту-134, сконструированный более полувека назад, и сегодня признан одной из самых надежных и бюджетных машин, а его аэродинамические возможности гораздо выше ряда более современных самолетов. Поэтому до сих пор живая легенда Ту-134 находится на службе отечественной авиации и сдавать позиции не торопится.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: