Лихудов корпус (Lihudov housing) - МИР НА ЛАДОНИ

Лихудов корпус (Lihudov housing)

Путь схоластов

«Словеснейшие» братья Лихуды создали регулярные среднюю и высшую школы

Сегодня, 24 мая, — День славянской письменности и культуры. Это в первую очередь праздник просвещения, родного слова, книги, литературы. И новгородцам есть кем и чем гордиться в этом плане.

Недавно в НовГУ в рамках работы исторического лектория прошла лекция об Иоанникие и Софроние Лихудах и созданной ими в 1706 году в Новгороде при архиерейском доме греко-славянской школе.

По словам лектора, одного из создателей Лихудовского научно-исследовательского центра НовГУ, заместителя директора Государственного архива Новгородской области Николая САЛОНИКОВА, публичные выступления ученых для широкой аудитории нужны, поскольку, как показывает практика, школьники и студенты очень многого не знают из новгородской истории.

— В том числе и о деятельности иеромонахов Иоанникия и Софрония Лихудов, которые основали в Новгороде школу, — начинает разговор Николай Вячеславович. — А ведь они, по сути, совершили прорыв и в сфере образования России на рубеже XVII–XVIII веков.

— Лихуды, приехав в Москву из Греции в 1685 году, создали Славяно-греко-латинскую академию. Но ведь в Москве и до Лихудов были школы. Они что, новую учебную модель применили?

— Образование и сейчас — одна из наиболее консервативных сфер человеческой деятельности. Что уж говорить о том периоде. Лихуды в России применили ту модель, которую наблюдали в Европе и по которой сами обучались — Иоанникий, а он был старше брата, — в Венеции, а после оба — в Падуанском университете, который являлся одним их главных центров итальянского аристотелизма и схоластики.

Созданная Лихудами в Москве Славяно-греко-латинская академия разделялась на три класса или школы: верхнюю, среднюю и нижнюю. Обучению в академии предшествовала учеба в подготовительном классе, где проходили элементарную славянскую грамоту. Затем шел академический курс, который Лихуды читали сами. Его основой было, как и в Европе, изучение семи свободных искусств, прежде всего — грамматики, риторики и диалектики. Заканчиваться все должно было в обязательном порядке изучением «высших» наук — философии и богословия. Курс дисциплин носил схоластический характер.

— Но ведь гуманисты ругали схоластов за то, что те не к первоисточникам — текстам Священного Писания — обращаются, а к его комментаторам, например, Фоме Аквинскому.

— Да, и не только гуманисты. Если помните, основатель протестантизма Мартин Лютер активно выступал за обращение к первоисточнику и перевел на немецкий Новый Завет. Однако когда началось обучение в протестантских университетах, преподаватели предпочли пойти по пути схоластики. Потому как это наиболее подходящая форма с точки зрения подготовки учеников — она давала хорошие результаты.

И братья Лихуды схоластику выбрали исключительно как действующую образовательную модель.

— Некоторое время назад были обнародованы результаты сравнительного анализа тех лекций, что братья записывали, когда сами учились в Падуе, и тех, что читали воспитанникам в России. Лихуды упрощали свой учебный курс. И закономерно возник вопрос: можно ли в таком случае считать Московскую Славяно-греко-латинскую академию высшим учебным заведением?

— Действительно, братья Лихуды несколько упростили свои лекции. Но тут важно учитывать политическую расстановку сил того времени. Основатели школы были несвободны в принятии решений, ведь их в Россию послал патриарх Иерусалимский Досифей, который имел свои виды на Москву и вел упорную борьбу с латинствующими. Лихуды не сокращали структуру учебного курса, не упрощали содержательную часть, но они, дабы не раздражать грекофилов, в том числе и Досифея, убирали из своих текстов ссылки на авторитетных латинских авторов, популярных в Европе. Только и всего.

— Так каков все же формат учебных заведений, созданных Лихудами в России?

— Что касается Московской Славяно-греко-латинской академии, то это однозначно высшая школа — уровнем не ниже, чем в Европе. Но главное то, что Лихуды в России ввели систематическое обучение классическим языкам и «высшим» наукам. До них в Москве, конечно, были школы, но не на регулярной основе и не такого уровня.

— Что представляла из себя школа братьев Лихудов при архиерейском доме в Новгороде?

— В наши края иеромонахи Иоанникий и Софроний были переведены в 1706 году по инициативе митрополита Новгородского Иова и по указу Петра Великого.

В школе с самого начала были открыты два класса — славянский и греческий. А в 1724 году еще и латинский. При архиепископе Феодосии (Яновском) в Новгородской епархии создается также сеть партикулярных школ, учителями в которые назначаются уже ученики Лихудов. Таким образом, была создана система обучения, начинавшаяся с изучения Часослова и Псалтири, чтения, письма, букваря и заканчивавшаяся грамматикой и риторикой.

Братья Лихуды на протяжении десяти лет возглавляли школу. В 1716 году, после возвращения Иоанникия в Москву, руководство учебным заведением приняли на себя их московские и новгородские ученики.

— Вы давно занимаетесь изучением деятельности в Новгороде Лихудов. Что за последние годы удалось нового узнать?

— К сожалению, в Государственном архиве Новгородской области сохранилось не очень много документов о школе — нет ни одного свидетельства, связанного с ранним периодом деятельности учебного заведения, но имеются документы, относящиеся ко времени, когда Лихуды уже не преподавали. Например, дело об одном из руководителей школы иеромонахе Иове — как он вел занятия, как, будучи в преклонных годах, уклонялся от работы и как в конце концов был отстранен от школы.

Имеются и ведомости учеников, правда, в нашем архиве они представлены отдельными годами. А вот более подробная подборка за 1725/26 годы есть в архиве Санкт-Петербургского института истории — она позволяет узнать не только имена учеников, но и проследить их успеваемость.

— Если о самих братьях Лихудах информации собрано прилично, то о тех, кто потом руководил школой, не так много.

— В 1716 году школу возглавил тот самый иеромонах Иов, о котором только что шла речь. А затем иподиакон Софийского собора Федор Максимов, автор грамматики церковно-славянского языка, изданной в 1723 году в Санкт-Петербурге в Александро-Невской лавре огромным по тем временам тиражом — 1200 экземпляров!

Долгое время считалось, что эти двое и были руководителями школы в послелихудовский период. Однако нам удалось найти еще одного. С 1723 года новгородское учебное заведение возглавил архимандрит Филимон. Он, как и Лихуды, — грек и прибыл в Россию в поисках денег для своего монастыря. Сначала поселился в Москве, но был выслан оттуда на Соловки за то, что якобы выдавал себя за того, кем на самом деле не являлся. В общем, так бы и находился он в ссылке, но митрополит Новгородский Иов, возведенный в сан в 1697 году, приметил его и призвал к себе. А в нашем архиве сохранилась сказка Филимона, другими словами — биография. В ней он пишет, что у Иова служил по лечебным делам. Следующий же новгородский владыка назначает Филимона экзаменовать поступающих на церковное служение юношей, чтоб отсеивать неграмотных или не знающих литургию. В 1723 году, как он сам указывает в сказке, его назначают учителем греческого класса.

Сам себя он высокопарно именовал профессором. В архиве Санкт-Петербургского института истории мы нашли его доклад архиепископу Новгородскому Феофану (Прокоповичу) с просьбой освободить Лихудов корпус Кремля (на фото), где и находилась школа, от учеников славянского класса, которых много и они шумят, а занятия греческим требуют «уединения». Филимон просит отдать под учебные нужды весь первый этаж здания, второй же отвести для его личного проживания. Ну а для славянского класса, которым руководил иподиакон Федор Максимов, подыскать другое место.

К сожалению, не удалось установить точную дату окончания его работы в школе, но известно, что в 1729 году он еще преподавал.

— Есть гипотеза, что на базе новгородской школы Лихудов позже был создан целый учебный комплекс, и не только по гуманитарному направлению подготовки. Вы разделяете эту версию?

— Действительно, есть подтверждения тому, что в Новгороде в первой трети XVIII века, до 1740 года, когда по указу Анны Иоанновны была открыта духовная семинария, вокруг школы Лихудов формируются и другие учебные заведения. Так, в архивных документах есть упоминания о немецком классе. Но пока не удается найти более подробные сведения по этой теме.

Интересны документы и о цифирной школе. По указам Петра I в российские города были посланы учителя для преподавания арифметики и геометрии в цифирных и навигацких школах. В Новгороде цифирную школу возглавил учитель Василий Залуцкий, в обучение к которому должны были поступать не только посадские дети, но и дети из семей священнослужителей Новгородской епархии. Более того, был издан высочайший указ о соединении цифирных школ со школами при архиерейских домах. Однако епархиальное начальство пыталось всячески избежать этого объединения. Сохранилась «Отписка» викария Новгородской епархии епископа Корельского и Ладожского Аарона (Еропкина), в которой он упирает на уникальность школы Лихудов, пишет, что, мол, в других епархиях, где нет учебных классов с такими традициями и отличными результатами, и можно объединять школы разной направленности, а Новгород следует освободить от этого.

Читайте также  Часовня Казанской Богоматери

Для исследователей перспективна и тема обучения в Новгороде дворянских недорослей. По инициативе Петра I детей дворян со всей России, а не только из Москвы и Санкт-Петербурга, отправляли в новгородскую школу для обучения. Имеются документы, в которых описывается, как и чему их учат. Как они, не желая постигать науки, по полгода добирались до места, оправдываясь тем, что то болезнь случится, то какая другая напасть.

— Так в чем, по вашему мнению, значение братьев Лихудов для российской науки и образования?

— Лихудовская деятельность дала России образованное духовенство. Кроме того, позволила воспитать отечественное сословие интеллектуалов, которое впоследствии сыграло значительную роль в становлении и развитии Петровской академии наук и Московского университета.

Новое в блогах

Сообщество «ВЕЛИКАЯ ТАР-ТАРИЯ. »

Братья Лихуд — кто создатель русской азбуки и письменности

. Друзья — продолжаю делать раскопки в нашей сплошь лживой истории .

и вот добрался до неких братьев Лихудов армян по происхождению и граждан Византийской империи, и не справедливо забытых и видимо специально затёртых в нашей истории .

памятник братьям Лихудам у Богоявленского монастыря в москве

Вы конечно ничего не слышали про этих братьев — Иоанникия ( 1633 — 1717 ) и Софрония ( 1652 — 1730 ) Лихудов — а между тем это очень не справедливо — но давайте вместе разбираться — эти два брата родом из Армении — но в те времена Армения была тесно связана с Византией — они получили отличное монашеское образование в Константинополе — но по каким-то причинам не получили церковных приходов — а занялись путешествиями и миссионерской просветительской деятельностью .

Таким образом они побывали в Болгарии Чехии-Моравии — Польше — Полянии (украине) — и наконец остановились в Восточной Пруссии — Конухарте — это сейчас — В Новгород — и вот там эти два армянских брата — которых в некоторых источниках именнуют греческими или моравскими братьями начинают заниматься активной просветительской деятельностью .

В восточно-прусском Конухарте (новгороде) — в марте 1685 года они открывают общедоступную славянскую греко-латинскую школу — для чего им пришлось самим придумать новую азбуку — на базе латинского языка — то есть именно эти братья Лихуд на самом деле сделали то — что приписывают другим греческим братьям Кириллу и Мефодию — но про которых никаких реальных документов нет . и это ещё не всё -? !

Дело ещё и в том — что когда эти братья таки получили церковный сан — то один из них стал Константином — а другой Кириллом — ! ! ! .

Это вам ничего не напоминает — ? ? ? !

В общем теперь похоже ситуация начинает проясняться — то что по официозной истории было приписано пресловутым Кириллу и Мефодию из 11 века и естесно — бездоказательно — было сделано совсем недавно тоже братьями — но совсем недавно — и на что есть хоть немного документов .

Возникает вопрос — а зачем это было сделано — и даю свой ответ .

ЭТО было сделано по двум причинам — во первых — нужна была некая историческая древность — 9 -11 века — в те времена — это древность — !

а во вторых — сами эти братья что называется — напросились .

Дело в том — что эти братья были выражаясь современным языком — анти- западниками .

ОНИ стояли на славянских и православных позициях — а Московию напомню изначально создавали западники — католики

К 1700 году — году начала активности запада на северо-востоке европы — эти братья — успели открыть несколько обще-доступных школ в Полоцке — столице Восточной Пруссии — Пскове — Вязьме и Троицке — так тогда называлась будущая Москва — именно в Москве они построили Богоявленский монастырь в 1706 году с типографией и учебными помещениями

правда набор в ученики шёл плохо — и из первого набора в 55 человек — через год осталось только 10 — вспоминаем историю московского обучения — псевдо-русского учённого — датчанина — псевдо-Ломоносова — ! ?

так называемый Ломоносов учился у братьев Лихудов .

ТАК вот с приходом к власти жёстких западников в Питер и подавления бунта стрелецких воевод против западных торгашей в чисто западном городе Вологда — у братьев Лихуд появились жёсткие расхождение с официальной прозападной властью .

НО — как показали дальнейшие события — хитрые англо-саксы не стали выбрасывать всё наследие братьев Лихуд в исторические летта — они решили их наследие использовать в качестве Троянского Коня против — Константинополя и Византии — из западнической Московии решено было сделать новую славянскую и православную амперию .

со своим ИЕРУСАЛИМОМ в знатном городишке ВОСКРЕСЕНСКЕ — чудны дела твои Осподя — !

И вот эти псевдо- исторические разборки мы и наблюдаем в наши дни .

Заслуживают упоминания проповеднические сочинения Лихудов: —

  • «Речь патриарху» (1691);
  • «Надгробное слово царице Наталье Кириловне» (1694);
  • «Похвальное слово царю Иоанну» (1696);
  • «Похвальное слово царю Петру I по взятии Азова» (1697);
  • «Похвальное слово ему же по возвращении из Голландии» (1698);
  • «Поучение на пятую неделю великого поста» (1701).
  • «Слово на день рождения Петра I», (1704 )
  • «Слово о Софии, премудрости Божией» (1708),
  • «Похвальное слово святому Варлааму Хутынскому»,
  • «Житие Варлаама», (1711 )
  • «Триумф о мире с Швецией» (1721);
  • «Слово похвалительное на преславное венчание благочестивейшия великая государыни нашея Императрицы Екатерины
  • «Слово о предопределении», изданное Д. В. Цветаевым в «Памятниках протестантства в России» и
  • в «Чтение Московского Общества Истории» за 1883 и 1884 годы.

Алексей Кияйкин # ответил на комментарий Александр Пересвет 11 ноября 2018, 20:39 .
Даже не знаешь, смеяться или плакать. Так уж получилось что я реконструктор, и Великой степью занимался плотно. БРОНЗА в степях известна давным-давно, и никого не удивляют усатые герои с голыми подбородками.
Это даже если не знать что был в Восточной Европе и «казачий способ» бритья — корень каждого волоса прижигался раскаленным шильцем.

И если не знать, что греческие герои были ровно такие какие надо — юные безбородые, зрелые — Геракл, Зевс и т.п. — с бородами.
Читайте поменьше мурзилок, и будет вам щастье.

И про «древнеславянские буквицы» и попытки читать что бы то ни было — вы возьмите хотя бы чешский современный текст, и попытайтесь его прочитать, умники. Ну не знаете по каким законам развивается язык — не лезьте в него, не пытайтесь искать современные русские слова в фестском диске, как этот придурок Гриневич. с КАЖДЫМ поколением язык слегка меняется — вы физически не поймете текст отстоящий от вас лет на 600-700. И это не пустые слова — в английском мире, например, люди способные прочесть текст современный чосеровским «кентерберийским рассказам» очень редки — а современный англик мучиться будет больше чем вы с церковнославянским.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

Святейший Патриарх Кирилл открыл конференцию, посвященную первенству и соборности в Православии

Заместитель председателя ОВЦС на Межрелигиозном форуме G20 призвал защитить христиан Африки от геноцида

Святейший Патриарх Кирилл посетил Никольское и Большеохтинское кладбища в Санкт-Петербурге

Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение воссозданной колокольни Новодевичьего монастыря Санкт-Петербурга

Святейший Патриарх Кирилл освятил восстановленный Троицкий храм на Октябрьской набережной Санкт-Петербурга

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»
Читайте также  15 самых интересных достопримечательностей Бали

Братья Лихуды — основатели Славяно-греко-латинской академии

Иеромонахи Иоанникий (в миру — Иоанн, 1633–1717) и Софроний (в миру — Спиридон, 1652–1730) Лихуды, греки по национальности, потомки византийского княжеского рода царской крови, были родом из Кефалонии. Получили образование в Греции, потом в Венеции и Падуанском университете. По возвращении на родину Иоанн принял сан священника, а Спиридон — монашеский постриг (позднее, овдовев, принял пострижение и старший брат). Затем они несколько лет состояли в Греции учителями и проповедниками.

Когда русское правительство задумало завести в Москве высшую школу с именем Академии, царь Фёдор (1682 год) просил восточных Патриархов о присылке в Москву православных и искусных учителей. Патриархи указали на Лихудов, которые и прибыли в Россию в 1685 году.

В следующем 1686 году братья начали преподавать в существовавших уже «заиконоспасских школах», помещавшихся в Заиконоспасском монастыре, и в течение восьми лет преподавали, встречая большие препятствия со стороны бывших в то время в Москве ученых из Малороссии. За три года учителя успели пройти целый курс, состоявший из грамматики, пиитики, риторики, логики и физики частью на греческом, частью на латинском языках. Ученики их говорили на обоих языках и перевели несколько книг, а старшие из них начинали и сами заниматься обучением начинающих.

В 1688 году Иоанникий в звании русского посла отправился в Венецию, где пробыл около четырех лет. В 1694 году по требованию иерусалимского Патриарха Досифея, недовольного тем, что братья вели преподавание в академии не только на греческом, но и на латинском языках, оба брата были устранены от преподавания в академии и определены для занятий к московской типографии.

В 1697 году указом Петра I им поручено было обучать 55 человек итальянскому языку (из 55 учились лишь 10, остальные отговорились). Их продолжали обвинять то в ересях, то в каких-то политических интригах в Царьграде.

В 1701 г. они были сосланы в костромской Ипатьевский монастырь.

В 1706 г. новгородскому митрополиту Иову позволено было поручить им устройство в Новгороде славяно-греко-латинской школы по образцу московской. Из Новгорода они снова вызваны были в Москву, для занятий в академии и для участия в исправлении Библии, вначале Софроний в 1709 году, а потом Иоанникий в 1716 году.

Около 1720 года, после смерти Иоанникия, Софроний был назначен настоятелем Солотчинского монастыря в Рязанской епархии. Монахи не любили настоятеля-грека, получившего эту должность не по их выбору, а по назначению начальства. Они отказывались подчиняться его распоряжениям, несколько раз держали его под арестом в его келье, покушались даже на его жизнь. Он бежал в Москву, где его жалобы не имели успеха вследствие подкупа судей монастырскими стряпчими, ненавидевшими Софрония за то, что он препятствовал расхищению ими монастырских имуществ.

Труды братьев Лихудов еще не получили всесторонней оценки, так как до сих пор не рассмотрены все составленные ими учебники (по грамматике, риторике, логике, физике, математике, психологии, богословию), по которым происходило преподавание в Заиконоспасской академии (они находятся в рукописях в разных библиотеках). Можно предположить, что для этих сочинений Лихуды более или менее воспользовались теми курсами, которые сами слушали в Падуе.

Из учеников Лихудов образовалось целое поколение первых собственно русских ученых, каковы Поликарпов, Феолог, Головин, Козма, Иов, Палладий Роговский и другие, отчасти бывшие профессорами академии и ее начальниками, отчасти трудившиеся по исправлению Библии и издавшие ряд ученых сочинений.

Лихудам было также суждено сыграть решающую роль в разгоревшемся в Москве споре о времени пресуществления Святых Даров на Божественной литургии, которому предшествовали академические споры Епифания Славинецкого и Симеона Полоцкого (1673 г.).
После приезда у Лихудов состоялся спор с Яном Белобоцким (1685 г.) В это же время лидер партии «латинофилов» Сильвестр Медведев издает трактат «Хлеб животный». Лихуды и инок Евфимий Чудовский пишут ряд трактатов, то же делает и Сильвестр («Книга о манне хлеба животного»). В ответ братья написали сочинение «Акос, или врачевание от угрызений змиевых». Сильвестр издал второе сочинение против них — «Тетрадь на Лихуд»; они ответили книгой: «Диалоги грека учителя к некоему Иисуиту». Хотя полемика по спорному вопросу продолжалась вплоть до нач. XVIII в., но именно благодаря Лихудам этот вопрос был бесповоротно решен в пользу православного греческого мнения.

Вслед за тем против католичества написаны ими еще два сочинения: «Показание истины» (1689 год) и «Мечец духовный или разговор с иезуитом Руткою в Польской земле».

Также ими написаны сочинения против лютеран: «Иоанникия и Софрония обличение ересям Лютера и Кальвина», против раскольников: «Коллурий от лютой страсти очеболения Капитоновского» и «Письмо к императору Петру I о ересях Кальвина и Лютера» (напечатано в журнале «Странник», 1861 г.). Кроме того, известны еще «Философские ответы Софрония» и полный список Библии с исправлениями, сделанными Софронием.

Заслуживают упоминания и проповеднические сочинения Лихудов:

∙ «Речь Патриарху», 1691 год;
∙ «Надгробное слово царице Наталье Кириловне» 1694 год;
∙ «Похвальное слово царю Иоанну» 1696 год;
∙ «Похвальное слово царю Петру I по взятии Азова» 1697 год;
∙ «Похвальное слово ему же по возвращении из Голландии» 1698 год;
∙ «Поучение на пятую неделю Великого Поста» 1701 год.

∙ «Слово на день рождения Петра I»;
∙ «Слово о Софии, премудрости Божией» 1708 год;
∙ «Похвальное слово святому Варлааму Хутынскому»;
∙ «Житие Варлаама»;
∙ «Триумф о мире с Швецией» 1721 год;
∙ «Слово похвалительное о преславном венчании императрицы Екатерины Алексеевны» («Русский Архив» 1863 год;
∙ «Слово о предопределении», изданное Д. В. Цветаевым в «Памятниках протестантства в России» и в «Чтение Московского Общества Истории» за 1883 и 1884 годы.

Братья Лихуды — вклад в культуру России

В московском Богоявленском переулке можно найти памятник двум старцам-монахам, занятым переводом Библии с греческого языка на старославянский. Однако этим их заслуги перед нашей страной не ограничились.


Братья Лихуд, греки Иоанникий и Софроний, были также известны в Русском государстве как первые преподаватели Славяно-греко-латинской академии.

Миссия в России

Иоанникий и Софроний Лихуды, рождённые на Кефа-линии в 1633 и 1652 годах соответственно, происходили из знатного княжеского рода Византии. Учились сначала в Греции, затем продолжили образование в Венеции и Падуанском университете. Оба брата не сомневались в том, что Господь призвал их к церковной жизни — но если старший брат, по возвращении в Грецию сразу же постригся в монахи, то Софроний поначалу принял обычный священнический сан. Правда, овдовев, он, движимый христианским благочестием, также принял пострижение.
Оба занимались преподавательской и миссионерской деятельностью вплоть до 1683 года. Тогда их призвал к себе Иерусалимский патриарх Досифей II (братья жили на его подворье) и сообщил о желании русского царя открыть в Москве первое высшее учебное заведение. Восточные патриархи предложили кандидатуры братьев Лихуд. Те, согласно обету послушания, принялись собираться в дорогу и 3 июля 1683 года оставили Константинополь.
Их путь пролегал через Восточную Европу и занял целых два года — всему виной была австро-турецкая война, а также деятельность польских иезуитов, которые максимально препятствовали продвижению братьев на восток.
Наконец, 6 марта 1685 года Иоанникий и Софроний прибыли в Москву. Сразу же их определили в Богоявленский монастырь (именно в том районе сегодня стоит упомянутый ранее памятник) преподавать первым пяти ученикам типографской школы, к которым потом присоединились другие. Некоторые из них потом стали не последними людьми на Руси — так, Фёдор Поликарпов прославился как автор «Лексикона треязыч-ного», одного из главнейших русских словарей той поры, а монах Иов стал митрополитом Великоновгородским и Великолуцким.
Успехи Лихудов были настолько заметными, что уже в 1686 году при активном содействии князя Василия Голицына (которого братья, к слову, считали своим заступником и покровителем) в Заиконоспасском монастыре был построен отдельный трёхэтажный корпус, куда переехала типографская школа. Теперь Иоанникий и Софроний Лихуды преподавали не только её ученикам, но и нескольким десяткам боярских детей, направленных к ним по царскому указу.
В период с 1685-го по 1687 год Лихуды успели преподать своим ученикам множество дисциплин — грамматику, риторику, логику и физику. Обучение велось переменно на греческом и латыни. И хотя это натыкалось на недовольство малороссийских учёных, в целом деятельности братьев никто не мешал. В 1687 году «заиконо-спасская школа» стала тем самым заведением, из которого и родилась Славяно-греко-латинская академия. И без этого события академия не стала бы подлинным центром российского просвещения.
Всё изменилось в 1688 году, когда Иоанникий получил неожиданное назначение в Венецию в качестве русского посланника. В течение последующих четырёх лет Софроний занимался обучением в одиночку, но в 1694 году Иерусалимский патриарх Досифей II отстранил обоих братьев от преподавания в академии, переведя их на занятия в обычной типографии. До сих пор точно неизвестно, что послужило причиной пресечения патриархом вроде бы успешной деятельности Лихудов на Руси. По одним сведениям, его не устраивало то, что братья преподавали в том числе и на латинском языке — языке католиков-«еретиков». По другим, патриарху приходило огромное количество доносов на финансовые и прочие злоупотребления Лихудов. Также существует версия, что решению Досифея II способствовало распутное поведение сына Иоан-никия, Николая, рождённого в бытность отца священником и владевшего на тот момент обширными земельными владениями ввиду назначения стольником.

Читайте также  Парк им, янки купалы

Новое столетие — новые проблемы

Прошло три года. Указом Петра I Лихудам поручалось обучить итальянскому языку 55 человек. Однако по факту язык осваивали лишь десятеро — остальные по различным причинам отказались от занятий. Но это не было единственным затруднением — на вновь возросший авторитет братьев Лихудов оказывалось масштабное давление. Иоанникий и Софроний обвинялись то в распространении через итальянский язык «латинянской ереси», то в неких политических интригах, которые они якобы плели в Константинополе против светских и церковных властей. Между тем еретиками братьев назвать крайне трудно, поскольку они не только не симпатизировали католицизму, но и активно ему противодействовали. Так, начиная с 1689 года ими были написаны сочинения «Показание истины» и «Мечец духовный, или Разговор с иезуитом Руткою в Польской земле», где они обосновывали истинность православного учения. Также в многочисленных трудах ими осуждались разные течения протестантизма. В основном благодаря их деятельности позиции христиан-иноверцев на Руси так и не окрепли.
Но несмотря на это, обвинения копились одно за другим, и к 1704 году чаша терпения переполнилась — братьям вновь указали на дверь.
Впрочем, без дела на этот раз они сидели гораздо меньше по времени. В 1706 году их бывший ученик Иов, уже ставший новгородским митрополитом, добился перевода Лихудов в свои владения. Он поручил им создать в Новгороде аналог московской славяно-греко-латинской школы, получивший название Новгородского греко-славянского училища — для защиты братьев от обвинений в распространении ереси было решено исключить латинский язык из обучения. В крепости Новгородский детинец было возведено двухэтажное здание, получившее название «Лихудов корпус», в котором проживали 153 ученика. Митрополит Иов взял на себя содержание училища, а также пожаловал ему свой книжный фонд.
Училище стало первым православным учебным заведением, основанным на святоотеческой традиции. Благодаря его деятельности в Русском государстве появились собственные филологи.
И вновь статус братьев возвысился настолько, что о них вспомнили в Москве и вновь позвали к себе. На этот раз — с целью исправления перевода Библии с греческого на старославянский язык. Софроний отправился туда в 1709 году — Иоанникий продолжал работу в Новгороде вплоть до смерти митрополита Иова в 1716 году, после чего также перебрался в Москву.

Неизученное наследие

В 1720 году Иоанникий Лихуд скончался. Его похоронили в Заиконоспасском монастыре. Софроний же получил назначение на Рязанскую землю, где стал настоятелем Солотчинского монастыря. За его плечами были титанические усилия по уточнению старославянского перевода Священного Писания, блестящее разрешение спора о времени пресуществления Святых Даров во время литургии, основание и поддержка деятельности образовательных учреждений, выходцами которых были Ломоносов, Магницкий, Тредиаковский.
Но несмотря на все регалии, Софрония в монастыре не приняли. Братия протестовала против настоятеля-грека, который к тому же был назначен сверху, а не выбран ими. Софронию отказывали в подчинении, несколько раз его содержали под арестом в келье, а однажды чуть не убили. Он бежал в Москву в поисках справедливости, но суд был к нему равнодушен — существовал сговор между судьями и братией монастыря, которая ненавидела Лихуда также за то, что он препятствовал расхищению имущества.
Отвергнутый всеми, Софроний Лихуд умер в Москве в 1730 году. Он был похоронен в Новоспасском монастыре — даже после смерти к нему не отнеслись по-человечески и не разрешили упокоиться рядом с братом.

Журнал: Загадки истории №5, январь 2020 года
Рубрика: Религии мира
Автор: Станислав Островский

Иоанникий и Софроний Лихуды — просветители Руси

31 мая 2007 года в Москве был установлен бронзовый памятник монахам-просветителям братьям Лихудам. Он расположен в Богоявленском переулке, перед алтарём собора бывшего Богоявленского монастыря. Памятник работы народного художника России Вячеслава Клыкова и архитектора Виктора Пасенко представляет собой облаченных в длиннополые одеяния греков-просветителей, занятых переводом Библии на церковнославянский язык. Стоящий слева от массивного стола Иоанникий держит рукописный свиток, а его брат Софроний с развернутой грамотой в руках восседает на резном стуле. Рядом, на столе, Священное писание и чернильница с перьями. Высота памятника вместе с постаментом составляет более 3,7 метра. Его фасад украшает бронзовый картуш с посвятительной надписью, выполненной золочеными церковнославянскими буквами.

Иоанникий Лихуд (1633 — 1717 г.) и Софроний Лихуд (1652 — 1730 г.) — греческие монахи-просветители, создатели славяно-греко-латинской академии — первого высшего учебного заведения в России.

Братья происходили из древнего княжеского рода Лихудов. Образование получили в Греции, затем обучались в Венеции и Падуанском университете, несколько лет служили в Греции проповедниками и наставниками.

Когда русское правительство задумало основать в Москве высшую школу уровня академии, царь Федор и Патриарх Иоаким в 1682 году направили к Восточным патриархам письмо с просьбой прислать в Москву православных учителей. В ту пору Лихуды жили в Константинополе у Иерусалимского Патриарха Досифея II. Он и предложил братьям отправиться в Москву, а также снабдил их деньгами на дорогу и рекомендательными грамотами.

3 июля 1683 года Лихуды отправились в путь. Дорога заняла у них по почти два года из-за из-за войны Австрии с Портой и происков иезуитов в Польше, которые старались как можно дольше задерживать братьев.

Они прибыли в Москву 6 марта 1685 года, и сразу же стали преподавать в уже существовавших «заиконоспасских школах», которые размещались в Заиконоспасском монастыре. В течение восьми лет браться преподавали грамматику, риторику, логику, математику и физику. Преподаватели, которые работали в образовательных учреждениях до них, были в основном выходцами из Европы, и сильно мешали деятельности Лихудов.

В 1688 году Иоанникий Лихуд в звании русского посла отправился в Венецию, где пробыл около четырёх лет.

В 1694 году Досифей II, который был очень недоволен деятельностью братьев, потребовал отстранить их от преподавания в академии. Это отношение было следствием доносов и козней, которые строили противники Лихудов. Впоследствии братья были определены к занятиям в московской типографии.

В 1697 году вышел указ Петра I, где братьям было поручено обучить 55 человек итальянскому языку. Из пятидесяти пяти учились лишь десять, остальные нашли разные поводы уклониться от занятий. Лихудов обвиняли в ереси, в политических интригах и даже шпионской деятельности.

В 1701 году братья были сосланы в костромской Ипатьевский монастырь.

В 1706 новгородский митрополит Иов получил разрешение поручить Лихудам устройство в Новгороде славяно-греко-латинской школы по образцу московской. Из Новгорода они снова были вызваны в Москву, для занятий в академии и для участия в переводе Библии.

Около 1720 года, после смерти Иоанникия, Софроний получил должность настоятеля Солотчинского монастыря в Рязанской епархии. Монахи не любили настоятеля-грека, получившего эту должность не по их выбору, а по назначению начальства. Они отказывались подчиняться его распоряжениям, неоднократно держали его под арестом в его келье, даже покушались на его жизнь. Он бежал в Москву, где его жалобы не имели успеха вследствие подкупа судей монастырскими стряпчими, ненавидевшими Софрония за то, что он препятствовал расхищению ими монастырского имущества. Из учеников Лихудов образовалось целое поколение первых собственно русских учёных, таких как Поликарпов, Феолог, Головин, Козма, Иов, Палладий Роговский и другие, отчасти бывшие профессорами академии и её начальниками, отчасти трудившиеся по исправлению Библии и издавшие ряд учёных сочинений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: